14 марта: этот день в истории России

19:22, 13 Мар, 2025

14 марта — дата, которая оставила яркий след в истории России. Этот день стал свидетелем событий, повлиявших на развитие страны и ее культуру.

Еще в 1044 году в Новгороде началось строительство Детинца — кремля, который поражал своей легкостью и простором. Это сооружение стало не только символом могущества города, но и важным архитектурным памятником.

В 1923 году в Советской России появилось общество добровольного воздушного флота «Добролёт». Инициатором его создания выступил Лев Троцкий, который видел в авиации ключ к укреплению обороноспособности страны. Этот проект стал важным шагом в развитии отечественной авиации.

Еще одно знаковое событие произошло в 1926 году, когда в СССР девяти бывшим участникам покушения на царя Александра II была назначена персональная пенсия. Это решение стало символом признания их роли в истории, несмотря на противоречивость их действий.

Но 14 марта — это не только день исторических свершений. В народе этот праздник известен как Авдотья Плющиха, и с ним связано множество примет. Например, ясная погода в этот день предвещала теплую и раннюю весну, а теплый ветер сулил дождливое лето. Интересно, что в Средние века на Руси 14 марта (по старому стилю — 1 марта) отмечали Новый год, а традиция не работать в этот день сохранялась вплоть до XIX века.

События 14 марта в истории России

  • 1730 – официально утвержден герб Санкт-Петербурга. Символ города включает два якоря, один речной, другой морской, что подчеркивает важность Петербурга как порта и столицы российского флота.
  • 1886 – родился Владимир Фаворский (ум. 1964), выдающийся график, живописец и искусствовед. Его работы оказали огромное влияние на развитие книжной графики в СССР.
  • 1905 – родился Юрий Лавров, талантливый актер театра и кино, народный артист СССР. Его сын, Кирилл Лавров, продолжил актерскую династию и стал одной из ключевых фигур советского и российского театра.
  • 1909 – родился Сергей Голицын (ум. 1989), писатель и мемуарист, выходец из древнего княжеского рода. Его труды посвящены как детской литературе, так и воспоминаниям о советской эпохе.
  • 1917 – Временный комитет Государственной думы России получил официальное признание правительств Великобритании и Франции, что фактически означало поддержку революционных преобразований в стране.
  • 1927 – на воду спущен первый советский торпедный катер АНТ-3 «Первенец». Это событие стало важным этапом в развитии отечественного военно-морского флота.
  • 1983 – совершен первый беспосадочный перелет через Атлантический океан на Кубу самолетом Ту-142М авиации Северного флота ВМФ СССР. Полет продемонстрировал дальность и мощь советской военной авиации.

14 марта 1932 года родилась Наина Ельцина

Наина Иосифовна стала женой первого президента России Бориса Ельцина, ей выпало немало испытаний в жизни. С будущим супругом Наина познакомилась, когда училась на строительном факультете Уральского политехнического института в Свердловске. По окончании вуза Борис и Наина расписались. Там же, в Свердловске, Борис Николаевич выдвинулся как коммунист и верный ленинец, дойдя до руководящего кресла.

Наина до 1985 года работала проектировщиком очистных сооружений в Свердловской области, а потом мужа перевели в Москву, где и началось восхождение на политический Олимп. Все описывают Наину Иосифовну как верную и понимающую супругу, она всегда была надежным тылом для своего высокопоставленного супруга. Отмечают также ее такт и скромность — это приятно отличало Ельцину от ее предшественницы — обожавшей публичность и наряды Раисы Максимовны.

14 марта 1954 года окончено строительство Кольцевой линии

Новая линия Московского метрополитена разгрузила пассажирские и транспортные потоки в центре столицы. Благодаря закольцованной линии метро, на улицах стало безопаснее и тише. Примечательно, что изначально кольцевая не входила в планы. Вместо неё намечали провести несколько диаметральных линий с пересадками в центре города.

Жизнь вносит свои коррективы, и когда открыли вторую очередь Московского метрополитена в 1938 году, оказалось, что нагрузка на пересадочные узлы при диаметральном строительстве будет непосильной. Уже по окончании Великой Отечественной войны решено было разгрузить их при помощи Кольцевой линии — решение прижилось. Кстати, все станции Кольцевой линии стали памятниками расцвета архитектуры сталинского ампира, так как каждая уникальна.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *