Размер суммы МРОТ в 2020 году в России
Сумма МРОТ – цифра, от которой отталкивается множество подсчетов социальных выплат и зарплата. Каждый год она индексируется в соответствии с бюджетом, планируемым уровнем инфляции и другими показателями. Какой размер суммы МРОТ установлен в 2020 году, с какого числа он действует и на что влияет.
На что влияет сумма МРОТ в 2020 году
МРОТ – минимальный размер оплаты труда. Эта сумма — один из основополагающих показателей при подсчете социальных выплат, особенно в случае неработающего человека, но не только. Ее утвердили в 2000 году, главная функция этого показателя – определение минимальной заработной платы при стандартном рабочем дне. Трудовое законодательство гарантирует, что заработная плата при полном рабочем дне и отработанных сменах за месяц не будет меньше установленного показателя МРОТ, за любую работу.
Сумма МРОТ влияет не только на заработную плату. Ее учитывают в случае подсчета размера:
- пособий по безработице;
- социальных выплат при выходе в декрет, если до этого мать не работала;
- социальной пенсии, если не хватает стажа или пенсионных баллов;
- многих социальных пособий;
- алиментов, если отец не работает;
- штрафов и пени во многих случаях;
- для определения размеров сборов;
- некоторых налогов.
Фиксированный размер МРОТ позволяет регулировать минимальные доходы граждан. При выплате работодателем заработной платы меньше установленного минимального размера оплаты труда, его будут ждать не только административные взыскания, но и даже уголовная ответственность.
Сумма МРОТ в 2020 году в России
Величину МРОТ в России определяет три инстанции – правительство, профсоюзы, объединение работодателей. Для всей страны устанавливается единый показатель МРОТ, на который действуют региональные коэффициенты и надбавки. В 2020 году правительство подняло МРОТ на 850 рублей по всем регионам. Минимальный показатель для всей России с 1 января 2020 года – 12 130 рублей. Ниже, это 12 000 рублей, только в республиках Тыва и Татарстан, этот показатель используется налоговыми службами для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Во всех остальных регионах федеральные и местные власти могут устанавливать свои повышающие коэффициенты, а также отталкиваться от различной нормативной документации. Например, в Липецкой области на МРОТ дополнительно влияет норматив, что МРОТ не может быть ниже 1,2 минимального прожиточного минимума по региону, за 4 квартал прошлого года, а в Магадане действует северная надбавка.
Для регионов Крайнего севера и тех, что приравниваются к ним, существует специальная «северная надбавка», которая в обязательном порядке добавляется и к МРОТ.
Ответственность работодателя в случае выплаты заработной платы ниже МРОТ
Работодатель не имеет права выплатить заработную плату ниже МРОТ. Минимальный размер оплаты труда в месяц учитывает норму рабочего времени, в неделю 40 часов, в сутки 8 часов. Размер заработной платы может быть ниже, если сотрудник не вырабатывает количество установленных часов, работает на половину или четверть ставки, неполный рабочий день или в его трудовом договоре прописан другой график. В случае если сотрудник отработал положенное время, а заработная плата начислена ему в меньшем размере, должностные лица и работодатель понесут ответственность. Она может быть:
- дисциплинарная – выговоры и увольнение должностного лица;
- материальная и гражданско-правовая – выплата компенсации;
- административная – штраф, предупреждение, приостановка деятельности, увольнение должностных лиц;
- уголовная – штраф, принудительные работы, лишение права занимать определенные должности, лишение свободы.
Уголовная ответственность наступает в случае, если по вине руководства или должностного лица сотруднику нанесен значительный ущерб. Например, из-за невыплаты заработной платы сотрудник голодал, ослаб и пострадал на работе. Все виды и размеры административных, материальных и моральных взысканий определяет суд после подачи иска через профсоюз или самостоятельно.