Сенатор И. Н. Абрамов: в Совете Федерации разработаны рекомендации по развитию российского рынка спецтехники
Развитие рынка спецтехники и меры по обеспечению технологического суверенитета РФ при реализации инфраструктурных проектов стали темой для обсуждения участников круглого стола в Совете Федерации. Он прошел под председательством первого заместителя главы Комитета по экономической политике cенатор И. Н. Абрамов.
На фоне санкций ряд иностранных поставщиков ограничили или полностью прекратили поставки спецтехники. В особенности для дорожной и строительной отраслей, запасных частей, выполнение сервисного обслуживания. Эксперты отмечают, ранее в различных сферах использовалась техника преимущественно из Европы, Японии, США. После введения международных ограничений эти поставщики покинули российский рынок, и освободившуюся нишу заполнили китайские производители. Если в 2020 году на российском рынке доля американской, европейской, японской спецтехники составляла 45%, из Китая — 35% и России — 20%, то в 2023 году на них приходилось:
- Китай – 65%;
- Россия – 30%;
- Турция, Корея, Индия и Япония – 5%.
«Необходимо обеспечить условия для локализации на территории России производств крупнейших поставщиков спецтехники из дружественных стран, а также для создания совместных предприятий с российскими производителями, — подчеркнул сенатор от Приамурья Иван Абрамов. – Это позволит производить на территории страны товары с высокой добавленной стоимостью, создать рабочие места для граждан России, обеспечить технологическую независимость как самой отрасли, так и смежных отраслей».
Иван Абрамов указал на важность обеспечения спецтехникой инфраструктурных проектов, реализация которых направлена на выполнение Указа Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Большой объем качественной техники потребуется в связи с формированием новых национальных проектов, таких как «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни». По данным министерства промышленности и торговли РФ, наиболее востребованной отечественной дорожной-строительной техникой на период 2024-2028 годов являются автосамосвалы, комбинированные дорожные машины, автогрейдеры и поливомоечные машины.
Предпринимаемые меры по импортозамещению демонстрируют положительный эффект, есть соответствующие планы, но темпы роста выпуска российской техники пока недостаточны — еще есть виды техники, выпуск которых в России практически не освоен, например, дорожные фрезы, бетоноукладчики, самоходные скоростные комплексы по укладке асфальтобетона. Задача государства — снизить пока достаточно высокую зависимость от импортной составляющей, отметил сенатор Абрамов. По итогам обсуждения на круглом столе в Совете Федерации подготовлены в федеральные органы власти рекомендации, направленные на дальнейшее активное развитие отечественного рынка спецтехники.