Агрегатор СМИ2 представил новое исследование на тему акцентов освещения СВО

13:45, 01 Июл, 2023
Татьяна Арестова

Инфоповоды как основной канал проникновения недружественного нарратива в отечественную медиаповестку

Новостной агрегатор СМИ2 совместно с Лабораторией социокогнитивной и компьютерной лингвистики Пермского государственного национального исследовательского университета провели исследование упоминаемости известных персон в прессе. Проанализировано более 11 миллионов популярных сюжетов за весь срок проведения СВО.

Массив данных из новостного агрегатора был импортирован в систему полнотекстового поиска, чтобы отобрать основных информационных активистов России, Украины, США и ЕС, выражающих свою позицию относительно международной повестки. 

Табл. 1. Рейтинг упоминаемости персон и организаций в российских СМИ в сюжетах СМИ2

Тщательно изучались их цитаты, смысловая подача и тональность публичных выступлений, то, как это было отражено в СМИ. Для этого пермские ученые разработали код считывания языковых форм выражения точки зрения (например, Х заявил/сообщил/прокомментировал и др.; по словам/по мнению Х и др.). Перед сбором данных был написан особый скрипт, осуществляющий автоматические запросы, представленные в виде регулярных выражений, и систематизирующий результаты в виде таблицы.

Табл. 2. Рейтинг цитируемой точки зрения в сюжетах СМИ2 на основе публикаций в СМИ

На основании таблицы точек зрения ученые рассчитали процент выражения российской и антироссийской позиций в публикациях отечественных СМИ.

По результатам исследования главенствующую позицию по популярности в российских СМИ занимает президент России Владимир Путин. Следующими по персональном рейтингу идут главы Украины и США — Владимир Зеленский и Джозеф Байден. А на трансляцию антироссийской позиции в отечественных медиа приходится около 30% от всех цитируемых персон.

Согласно заключению Лаборатории социокогнитивной и компьютерной лингвистики Пермского государственного национального исследовательского университета, «картина информационной войны» в отечественных медиа широко представлена цитируемостью заявлений конфликтующих сторон. 

Цитаты лидеров стран, подаваемые в определенном контексте, могут стать инструментом недружественных спикеров для формирования доверия аудитории. Особое беспокойство вызывает наметившаяся тенденция, когда из-за насыщенности повестки российские СМИ все чаще публикуют антироссийский нарратив прямой цитатой без оценок его объективности. При этом медиаторами заявлений политиков из недружественных стран выступают российские, преимущественно региональные чиновники.

Читателям сложно отделить личное мнение отдельного должностного  лица от позиции государства. Это может привести к кризису доверия не только самим политикам, но и цитирующим их СМИ.

Генеральный директор новостного агрегатора СМИ2 Юрий Белоусов обсудил с рядом российских медиаменеджеров и редакторов пессимизацию в новостном агрегаторе показов публикаций, в которых цитируется антироссийская риторика. Он подчеркнул, что приоритетный трафик будет распределен на новости с отечественными хедлайнерами, которые транслируют и отстаивают позицию России в противостоянии с коллективным Западом.

Также Белоусов отметил, что в российских СМИ и военкорской среде уже обсуждается создание терминологического вокабуляра (это набор специальных терминов и слов, которые используются в процессе освещения событий в мире и нашей стране во время проведения СВО — Прим. ред.) для подачи новостных материалов, в частности, для определения враждебных ньюсмейкеров. Новый формат поможет медиа выработать понятийный стандарт оформления новостных материалов, а также облегчить аудитории понимание происходящего.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *