Александр Самойленко: «Я не понимаю, зачем смотреть, как мальчик хочет стать бандитом»

На фоне популярности криминальной драмы «Слово пацана. Кровь на асфальте», которая вызвала бурную общественную дискуссию и массу откликов, известный российский актёр Александр Самойленко высказался о современных тенденциях в отечественном кинематографе. Его мнение — откровенное, резкое, но, безусловно, заслуживающее внимания.
«Я этого, хоть убей, не понимаю», —
с раздражением признается артист, комментируя сюжет и персонажей сериала.
Опыт, за которым — весомое слово
Александр Самойленко — человек, чья биография говорит сама за себя. Более 160 работ в кино, множество театральных ролей, сценарные и режиссёрские проекты, продюсирование и собственная радиопрограмма. Он не наблюдатель со стороны, а активный участник культурного процесса. Именно поэтому его реакция на сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана» звучит особенно весомо.
По словам актера, он оказался в полном недоумении от проекта, в котором, по его оценке, отсутствует моральный ориентир.
«Кому сопереживать, если мне все они одинаково отвратительны? — задаётся вопросом Самойленко. — Включая мальчика, который с экрана заявляет: „Я хочу стать бандитом“».
Смысл истории, где главный герой с юных лет мечтает о криминальной карьере, вызывает у него не просто отторжение, но и тревогу.
«Это не тот путь, который стоит романтизировать», —
считает он.
Криминальная романтика как диагноз
Всё чаще в кино и на телевидении появляются проекты, эстетизирующие 1990-е годы — время, насыщенное насилием, криминалом и социальным распадом. Для поколения, выросшего в этих условиях, это — болезненные воспоминания, а для молодёжи — экзотика.
Самойленко считает, что в популяризации подобных сюжетов кроется опасная тенденция: насилие и бандитизм становятся частью экранного фона, к которому общество начинает относиться как к норме.
«Я не хочу больше смотреть, как кого-то убивают или насилуют. Это уже просто обыденность на экране. И от этого страшно», —
говорит актер.
Новый проект без стрельбы и крови
Не ограничиваясь критикой, Самойленко делится своими творческими планами. Под впечатлением от навязчивой криминальной тематики он задумал снять сериал, в котором не будет насилия. Это будет история, в которой есть драма, испытания, но финал обязательно — со светом в конце туннеля.
«Негативные события в жизни героев, конечно, будут. Но мы покажем, что даже в трудных обстоятельствах можно сохранить человеческое лицо. Без автоматов, крови и трупов. И с хэппи-эндом», —
поясняет он.
Голос разума или голос эпохи?
Слова Самойленко — это не просто позиция одного актёра. Это симптом более широкой проблемы: кризиса нравственных ориентиров в кино и сериалах. Когда на экране нет положительных героев, а зло подаётся с харизмой, зритель теряет точки опоры.
Кинематограф — мощный инструмент влияния, и если он перестаёт формировать ценности, а лишь фиксирует темные стороны жизни, то, возможно, пора задать себе вопрос: в каком обществе мы хотим жить?
Высказывание Александра Самойленко — это не ностальгия по «доброму старому кино», а попытка вернуть в культурный дискурс идею о том, что герой должен вдохновлять, а не только отражать уродливость реальности. Его голос — один из немногих в артистическом сообществе, кто вслух говорит о перегибах современной визуальной культуры.
Возможно, именно такие инициативы, как его будущий сериал, станут теми редкими островками, где зритель вновь вспомнит: искусство — это не только отражение, но и путь к лучшему.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что «Слово пацана» и «Пищеблок» под прицелом: почему депутат Госдумы Останина требует СК и РКН проверить сериалы