Аналитики дали прогноз для российской метаноловой отрасли
Возможности поставок метанола за рубеж заметно ограничились на фоне санкций. Но у российских производителей остались перспективы на внешних и внутренних рынках, сообщает ИА Seanews
Метиловый спирт применяется в фармацевтической, химической и других видах промышленности. Метанол также может выступать в качестве горючего. Спрос на него к 2030 г. должен был вырасти на 2%, согласно прогнозам специалистов за 2020 г. Одновременно аналитики ожидали повышения цен на 5%.
Проекты по производству и перевалке метанола
Порядка 50% всего выпускаемого в России сырья приходится на поволжские предприятия, но производства планируется расширять и в других регионах. Так, «ЛУКОЙЛ» намерен построить перевалочные терминалы для метанола в Высоцке, Ленинградская обл. Первая очередь должна заработать в 2024 г. Компания планирует реализовать проекты, с годовой мощностью 1 млн т и 160 000 тонн, несмотря на санкции. За их счет объемы перевалки метанола ЛУКОЙЛа в регионе могут достичь 12 млн т.
Свой завод, мощностью 1,6 млн т, в Высоцке также планирует создать и «Газ Синтез». Расходы на проект оценивают в 90 млрд рублей. «Еврохим» может наладить производство соединения в Кингисеппском районе. Компания готовит проект завода, мощностью 2,5 млн т. Объемы экспорта метанола из Ленинградской области могут вырасти почти в 3,6 раза (до 6,8 млн т) при реализации всех запланированных проектов.
«Химпром» намерен запустить производство в Волгоградской области. Предприятие рассчитано на выпуск до 1,5 млн т метанола. Вокруг него в регионе планируют создать химический кластер.
Возможности по экспорту метанола
Ранее Финляндия была основным импортером российской продукции. Страна получала порядка 42% всего синтезируемого соединения до конца февраля 2022 года. Санкции, ужесточенные после начала российской спецоперации на территории Украины, ограничили возможности по поставкам в Европу. Теперь этом направлении спрос сохраняется со стороны:
- Великобритании;
- Нидерландов;
- Германии;
- Швеции;
- Франции.
В «Фридом Финанс» предполагают, что страны продолжат импортировать метанол, пока на него не распространятся санкции. Россия также может перенаправить высвобождающиеся объемы в Азиатско-Тихоокеанский регион. Поставки туда должны начаться в конце 2023 года, но такие изменения потребуют пересмотра производственной инфраструктуры. Существующие мощности и большинство запланированных проектов обеспечат высокие транспортные расходы из-за расположения относительно новых покупателей. Частично решить проблемы поможет перепрофилирование нефтяных терминалов, считают аналитики. Они также не исключают возможности возвращения на европейские рынки.
Использование метанола внутри России
Метиловый спирт также может пойти и на внутренний рынок. Он уже используется в качестве топлива для морского транспорта, вроде буксиров и танкеров. Такие суда планируется производить и в России, согласно меморандуму, подписанному в 2021 г. представителями:
- ESN Group;
- ВЭБ.РФ;
- ВТБ;
- Минвостокразвитие;
- Mitsui O.S.K. Lines (MOL) и Marubeni Corporation (Япония).
Участие последних компаний в российских проектах находится под вопросом из-за санкций. Между тем, эксперты уверены, что они смогут быть реализованы только российскими структурами. Работающие на метаноле суда также будут строиться в рамках прошлогоднего соглашения «Газпром нефти» и «Совкомфлота» по созданию водного транспорта на альтернативном горючем.