Без очереди не пустят – для перевозки нефтепродуктов по железной дороге не изменят приоритеты

17:44, 10 Мар, 2025
Татьяна Арестова
Поставки нефтепродуктов
Иллюстрация: pronedra.ru

Правительство не видит потребности в изменении очередности железнодорожных перевозок нефтепродуктов. Этот вопрос поднимался в контексте возможного перевода таких грузов в третью категорию вместо шестой, куда они сейчас входят. Подобное предложение поступило от Минэнерго и нефтяных компаний, отмечал российский вице-премьер Александр Новак. Он добавил, что в данный момент отсутствует потребность в подобных изменениях, сообщает «Коммерсантъ».

Рассмотрение подобных инициатив будет зависеть от ситуации с обеспечением нефтепродуктами и их вывозом с НПЗ. В случае возникновения дефицита, влияющего на внутренний рынок и цены, приоритетные меры могут быть приняты, как это происходило в 2024 г.

Читайте по теме: дешево и экологично – новый способ определения состава нефтепродуктов

Год назад временное присвоение нефтепродуктам третьей категории приоритета на железной дороге с марта позволило увеличить объем их перевозок. По оценке ОАО РЖД, этот показатель вырос на 2,7 млн тонн. Однако в отличие от угольных экспортных потоков, которые подпадают под действие президентского указа, нефтяные грузы не могут рассчитывать на аналогичный приоритет в рамках новых правил, вступивших в силу с 1 января.

Железнодорожная погрузка нефти и нефтепродуктов в январе составила 17,6 млн тонн, что практически соответствует уровню прошлого года, снизившись лишь на 0,2%. Однако в феврале показатель существенно просел — на 9,9%, составив 15,5 млн тонн. Если скорректировать данные с учетом разницы в количестве дней високосного года, снижение составит 6,7%. Среднесуточная погрузка нефтяных грузов в феврале уступала январскому уровню на 4%, а показателю февраля 2023 г. — на 9%. Экспортные поставки сократились еще сильнее.

Приоритетность перевозок нефтепродуктов не является основной проблемой для производителей. Компании сталкиваются с отказами ОАО РЖД в приеме грузов с НПЗ или с задержками в их отгрузке. Ситуация осложняется высокой стоимостью резервуарных мощностей на НПЗ и малым объемом резервов, что делает заводы чувствительными даже к краткосрочным сбоям в логистике.

На станциях выгрузки продолжает накапливаться подвижной состав, так как механизм, предотвращающий заторы у грузополучателей, по-прежнему не работает. По мнению экспертов, влияние нефтяного сектора на логистическую политику ОАО РЖД ослабевает.

Ранее на pronedra.ru писали про контроль резервуаров для нефтепродуктов: методы диагностики и периодичность проверок

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *