Битва за буксиры: «Сахалин-2» отстаивает суда нидерландской Svitzer
Суда «Свицер Сахалин Терминал Тоуэдж», российской структуры Svitzer (Нидерланды), арестованы по решению арбитражного суда Сахалинской области. Компания намеревалась вывести из страны буксиры, используемые на проекте «Сахалин-2». Оператор подал иск из-за риска срыва отгрузок. Ситуация для «Сахалинской энергии» остается неопределенной, сообщает «Коммерсантъ».
Борьба за суда для «Сахалина-2»
Вопрос был поднят 17 апреля. «Свицер Сахалин» объявила о немедленной приостановке договора с «Сахалинской энергией» из-за форс-мажорных обстоятельств. Svitzer потребовала от своей российской структуры вывести их из российских вод, одновременно заменив флаги в течение 7 дней.
Владельцем Svitzer является Maersk (Дания), основной контейнерный оператор на мировом рынке. Компания объявила об уходе из России в марте 2022 г. на фоне обострения конфликта вокруг Украины.
В «Сахалинской энергии» решение «Свицер Сахалин» посчитали неправомерными, учитывая отсутствие санкций ЕС, напрямую препятствующие продолжению сотрудничества. Оператор «Сахалина-2», как известно журналистам pronedra.ru, предъявил претензии 18 апреля. Через 6 дней компания обратилась в арбитраж. Суд сразу отреагировал на иск предприятия. Решение об аресте буксиров было принято 24 апреля, в день обращения «Сахалинской энергии».
Компания, в частности, ссылалась на условия договора бербоут-чартера. Форс-мажор не позволяет ответчику прекратить выполнять обязательства из-за оплаты аренды, указали представители «Сахалинской энергии».
Будущее буксиров
Арбитраж наложил арест на транспортные средства из-за потенциальных рисков и убытков от их изъятия для «Сахалина-2». Буксиры остаются в «подвешенном состоянии».
Суда переданы на хранение компании «СИП Менеджмент». Для определения их дальнейшего статуса «Сахалинской энергии» до 18 мая необходимо обратиться в суд с иском, оспаривающим отказ выполнять условия договора. Иначе обеспечительные меры отменят, объяснил Константин Краснокутский, глава Navicus.Law. При решении в пользу ответчика суда подлежат возврату. Иначе «Сахалин-2» может продолжить эксплуатировать их, пока действует контракт.
Природа форс-мажора, объявленного Svitzer, не уточняется. При этом механизм не позволяет отказаться от выполнения обязательств, напомнил Краснокутский.
«Лицо только перестает быть ответственным за нарушение», — добавил юрист.
Результаты судебного разбирательства будут во многом зависеть от применимых правовых норм и условий контракта, подытожили эксперты.