Ближний Восток делает ставку на Китай

17:07, 18 Июл, 2023
Татьяна Арестова
Источник фото: tgstat.ru

Нефтяные монархии Персидского залива углубляют связи с Китаем, используя своё богатство, в связи с беспокойством о будущем долгосрочного партнерства по безопасности с США. Bloomberg сообщает подробности о международной обстановке.

Расширение сотрудничества КНР и стран Персидского залива

Семь месяцев спустя после участия президента Си Цзиньпина в первом саммите Китай-Гольф в Эр-Рияде, экономические связи между второй по величине мировой экономикой и странами, такими как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, укрепляются. Они выходят за пределы сферы закупок нефти, где Пекин доминировал многие годы.

Одной из сделок, которая может получить выгоду от более тесных связей в ближайшие месяцы, является планируемое IPO китайского семенного гиганта Syngenta Group на сумму 9 миллиардов долларов в Шанхае. Представители государственной компании ведут переговоры с суверенными фондами Ближнего Востока, включая Фонд инвестиций Абу-Даби и Публичный инвестиционный фонд Саудовской Аравии, о возможном участии в качестве ключевых инвесторов.

Объем сделок и инвестиций государств Персидского залива в Китае вырос на более чем 1000% по сравнению с прошлым годом и составил 5,3 миллиарда долларов. Этот год может стать самым активным в истории по количеству таких сделок.

Суверенный фонд Абу-Даби Mubadala Investment Co., оцениваемый в 280 миллиардов долларов, наращивает свою деятельность в Китае для поиска инвестиций. Дубай также испытал всплеск активности китайских компаний, основанных в свободной экономической зоне для товаров. Официальные лица в Эр-Рияде описывают КНР как незаменимого партнера для реализации программы развития до 2030 года.

США беспокоятся из-за прихода КНР на Ближний Восток

Отношения также расширяются за пределами экономической сферы. На декабрьском саммите Си предложил посредничество в переговорах между Ираном и Саудовской Аравией. Это привело к историческому соглашению, восстанавливающему отношения между архи-соперниками, подписанному в марте.

Некоторые в Вашингтоне уже начинают выражать опасения относительно того, что растущее влияние Китая на Ближнем Востоке может представлять угрозу американским интересам в долгосрочной перспективе. Хотя США остаются главным военным партнером государств Персидского залива, глава Центрального командования США генерал Майкл Э. Курилла предупредил на последних слушаниях в Конгрессе о скоординированных усилиях Китая по подрыву этого партнерства, указывая на рост китайской торговли и военных поставок в регион.

Недовольство десятилетиями старой системой американской безопасности уже кипело в Ближнем Востоке как минимум 15 лет. Его усугубляла неопределенная политика США в регионе, по мнению Хасана Аль-Хасана, научного сотрудника в Бахрейне в Международном институте стратегических исследований.

«Теперь они перенастраивают свои внешнеполитические приоритеты, чтобы служить своим экономическим программам», — сказал Аль-Хасан. «Они будут отдавать приоритет отношениям, которые поспособствуют их национальным экономическим целям».

Представители государств Персидского залива говорят, что их шаги в сторону Китая не нацелены на замену Вашингтона Пекином в качестве основного партнера. Но они также говорят, что хотят расширить круг своих международных альянсов.

«Я считаю, что мы все способны иметь множество партнерств и сотрудничества, и США делает то же самое во многих случаях», — сказал саудовский министр иностранных дел Фейсал бин Фархан на июньской пресс-конференции вместе с госсекретарем США Энтони Блинкеном, когда тот посетил Саудовскую Аравию.

Китай поддерживает такой подход. На июльской конференции в Университете Цинхуа в Пекине бывший китайский посланник на Ближнем Востоке Ву Сикэ призвал регион «строить истинный мультилатерализм».

«Китай и другие страны могут учиться друг у друга, поддерживать друг друга и двигаться в направлении взаимовыгодного сотрудничества», — сказал он.

В прошлом месяце в Эр-Рияде состоялась крупнейшая арабско-китайская деловая встреча, на которую прибыли тысячи предпринимателей и государственных служащих из Китая. Саудовское правительство заявило, что были подписаны памятные протоколы стоимостью более 10 миллиардов долларов США. Среди них — сделка на 5,6 миллиарда долларов США между Саудовской Аравией и китайским производителем электромобилей Human Horizons.

Тем временем в Абу-Даби компания по искусственному интеллекту G42, возглавляемая советником по национальной безопасности Шейхом Тахнооном бин Зайедом Аль-Нахьяном, определила Китай как основной рынок для размещения капитала за рубежом.

США стремятся сохранить отношения с Персидским заливом

Наличие альтернативных партнеров делает государства Персидского залива менее зависимыми от США. В последние месяцы Саудовская Аравия, ОАЭ и другие страны ОПЕК неоднократно отказывались открыть краны, несмотря на давление со стороны США, которые стремились предотвратить рост цен на нефть, способствующий инфляции.

Вашингтон также предпринимает усилия по возрождению отношений в Персидском заливе. В последние месяцы высокопоставленные американские чиновники прилетали в Джидду, чтобы встретиться с наследным принцем и возобновить попытки достичь мирного соглашения с Израилем.

Публично американские чиновники заявляют, что приветствуют китайское посредничество на Ближнем Востоке.

«Что касается Китая, мы также очень ясно говорим, что мы не просим никого выбирать между Соединенными Штатами и Китаем», — заявил Блинкен в июне. «Мы просто пытаемся продемонстрировать преимущества нашего партнерства и положительную повестку дня, которую мы предлагаем».

Торговля, прежде всего нефтью, остается основой отношений между Китаем и государствами Персидского залива. Двусторонние коммерческие потоки между Саудовской Аравией и КНР выросли с 834 миллионов долларов 30 назад до 117 миллиардов долларов в прошлом году. Объем двусторонней торговли между ОАЭ и Китаем вырос почти в 100 раз — с 1,15 миллиарда долларов в 1992 году до 107 миллиардов долларов в 2022 году, по данным компании Bloomberg.

ОАЭ заявил, что ожидает «продолжения роста торговли с Китаем, как и в случае с другими ключевыми экономическими партнерами».

Укрепление энергетических связей продолжается. В последней крупной сделке Саудовская Аравия заключила контракт на сумму 3,6 миллиарда долларов на покупку 10% акций китайской нефтехимической компании Rongsheng.

«У нас есть так много вещей, которые мы хотим делать с ними, и так много вещей, которые они хотят делать с нами», — сказал министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдулазиз бин Салман на форуме о Китае.

Патрик Цанг, руководитель семейного офиса и сооснователь Клуба посла Гонконга, в марте заявил, что он занят организацией встреч между китайскими технологическими гигантами и фондами Персидского залива.

«Для китайских руководителей характерна стадная ментальность», — сказал Цанг. «Когда Президент Си посещает какое-либо место, все остальные следуют за ним. Это очень политически обусловлено».

Вашингтон остается основным гарантом безопасности государств Персидского залива, включая наличие военных баз, и США являются крупнейшим иностранным инвестором для стран, таких как Саудовская Аравия. Однако США неохотно предоставляют Саудовской Аравии и ОАЭ гарантии безопасности и передовое вооружение, включая истребители F-35, которые они требовали для защиты от нападений иранских оппозиционных групп.

В своем выступлении перед Конгрессом начальник Центрального командования США генерал Курилла заявил, что продажи вооружений Китая в регионе за последнее десятилетие выросли на 80%, в то время как продажи США сократились на 30%. Он предупредил о «гонке между интеграцией с нашими партнерами и проникновением Китая в регион».

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *