Будут ли новые самолеты? Создан новейший двигатель – но пригодится ли его уникальность
В авиапроме продолжаются активные разработки нового двигателя, который обещает стать уникальным по своему характеру и характеристикам. Тем не менее, эксперты выражают сомнения относительно реальных сроков введения разработки в эксплуатацию. Хотя разработка и вызывает надежды, ее успешная реализация остается под вопросом, и только время покажет, сможет ли она стать вектором развития отрасли.
Новые самолеты?
Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) представил свои новые разработки в области гибридных силовых установок (ГСУ) для региональных самолётов. Первая из ГСУ, предназначенная для самолёта вместимостью около 30 пассажиров, была успешно испытана на модели Як-4ОЛЛ. В этой установке воздушный винт приводится в движение электромотором, который получает энергию от аккумуляторов и генератора, вращаемого газотурбинным двигателем, что позволяет заменить три реактивных двигателя одной ГСУ.
Также читайте: Грядущая торговая война между ЕС и Китаем: чего ожидать?
Вторая ГСУ, предназначенная для лайнера вместимостью от 80 до 100 человек, находится на стадии подготовки к испытаниям. Этот двигатель также сможет эффективно заменять два или три традиционных двигателя, при этом использование жидкого водорода в качестве хладагента значительно повысит его мощность. Генеральный директор ЦИАМ Андрей Козлов подчеркнул, что такие инновации позволят значительно сократить количество двигателей, необходимых для полётов, что делает конструкцию самолётов более экономичной и эффективной.
Мнение эксперта: место новой разработки в авиапроме
Главный конструктор КБ-602 Дмитрий Дьяконов подчеркивает, что основная проблема отечественного авиапрома заключается в отсутствии двигателей для существующих двухмоторных самолётов, а новый двигатель, который разрабатывается, предназначен для одномоторных самолётов, которые еще не разработаны. Он выражает сомнение в целесообразности использования гибридных силовых установок в авиации, считая их ненадежными и неэффективными.
Вместо этого Дьяконов считает важным сосредоточиться на создании экономичных газотурбинных и поршневых двигателей для гражданской авиации, которые могли бы быть произведены в России. Он положительно оценивает публикацию ЦИАМ о новом двигателе, но утверждает, что в текущих условиях необходимо делать акцент на усовершенствовании существующих двигателей, таких как ПД-14 и ПД-8, чтобы увеличить их тягу, снизить расход топлива и продлить ресурс до уровня, приемлемого для авиакомпаний. С ресурсом в 1000 часов, как в прошлом, современные авиакомпании не будут заинтересованы в таких двигателях.
В рамках реализации программы развития авиапрома планируется производство 1000 самолётов и 2000 авиадвигателей за несколько лет. Главной проблемой является отсутствие ясности по поводу создания необходимых производственных мощностей. Важный вопрос о месте сборки двигателей, готовности смежных производителей к выпуску комплектующих, наличии нужного оборудования и достаточного количества рабочих и инженеров. Подчеркивается, что даже если завтра появятся новые модели двигателей, это не решит проблему из-за не законченного вопроса создания инфраструктуры для их массового производства. Таким образом, без надлежащей подготовки и ресурсов реализация амбициозной программы оказывается под угрозой. Новые разработки ведутся в разных отраслях. Так разрабатываются космические: вышли на орбиту: какие проекты Россия и другие страны БРИКС реализуют за пределами Земли