Бюджетные похороны или как россияне экономят на ритуальных услугах
Похороны – одна из статей расходов, на которых стремятся сегодня экономить россияне. Отчеты аналитиков показывают, что им действительно удается сократить затраты. Хотя специалисты и сомневаются, что реальная статистика соответствует официальной.
Человек не способствует своему появлению на свет и похоронам. Хотя в последнем случае он может подготовить финансовую подушку, усопший, не оставивший нотариально заверенных документов, не распоряжается собственными средствами. Лица, получающие к ним доступ, стремятся экономить. Специалисты объяснили причины «прижимистости» плательщиков.
Почему россияне экономят на похоронах
Стремление сократить затраты на похороны связано с падением доходов, уверены специалисты. За первое полугодие 2021-го умер 1,1 млн человек – почти на 150 000 меньше, чем за аналогичный прошлый период. При росте смертности на 16%, официальные расходы на ритуальные услуги выросли только на 9% — с 34,07 млрд руб. до почти 37 млрд руб.
Средний похоронный чек в прошлом году составлял 50 000 руб. Сегодня россияне стремятся уложиться в 30 000 руб.
Как сокращаются расходы на ритуальные услуги
Сэкономить на похоронах помогает кремация. В Санкт-Петербурге, по данным forbes.ru, спрос на данную услугу вырос на 5% — с 65% до 70%. Кремация, в сравнении с традиционным захоронением, в среднем, стоит на 40% дешевле. Расходы сопоставимы с социальным погребением, с учетом:
- основной процедуры;
- оформления документов;
- покупки урны и других затрат.
Расходы также сокращаются за счет отказа от дополнительных услуг. Часто россияне откладывают крупные расходы на будущее. Похоронив близкого человека, могилу часто обустраивают, когда появляется финансовая возможность.
Действительно ли экономят россияне
Данные Росстата могут не соответствовать действительности. Значительная доля рынка ритуальных услуг находится в «серой зоне», уверены аналитики. По их мнению, на похороны за первую половину 2021 году было потрачено около 140 млрд руб. – в 4 раза больше официальных результатов.
По мнению Владимира Родькина, вице-президента российского Союза похоронных организаций и крематориев, рынок, напротив, выходит из тени. Все больше клиентов ритуальных агентств хотят получать чеки. Но при этом сохраняются расходы «в нагрузку». Стремясь первыми получить клиента, ритуальные агентства выкупают информацию у медиков или других структур. В Москве им требуется сумма около 30 000 руб., впоследствии перекладываемая на заказчика.