Что будет, если Турция закроет Босфор для России?

04:10, 26 Фев, 2020
Анна Федорова

Отношения между Российской Федерацией и Турцией являются довольно шаткими. В этот раз причина в том, что официальная Анкара не соблюдает договоренности касательно Идлиба, и это привело к наступлению со стороны армии Сирии.

В ответ на действия сирийских войск турецкий лидер Реджеп Эрдоган объявил о введении на земли данной республики своих войск, однако помешать действиям Сирии не смог, поскольку авиапространство контролирует Россия и Сирия.

Что будет, если Турция закроет Босфор для России, возможные последствия

Ввиду отсутствия возможности полноценного применения силового сценария, Эрдоган решил воспользоваться шантажом, и пригрозил Москве перекрывать проходы через Босфор. Также он объявил о том, что теперь его страна будет действовать решительнее, и готова закрывать пролив для кораблей и подводных лодок любых государств, которые потенциально могут привести к нежелательным последствиям для его государства. По мнению турецкого президента, решение на конвенции Монтре не обязательны к исполнению, особенно если Турции придется начинать военные действия на сирийской территории.

«Ключевыми положениями Конвенции Монтре, определяющей правила использования проливов Босфор и Дарданеллы, являются права Турции на закрытие проливов. Если речь идет о войне, в которой Турция не участвует, Турция имеет право на закрытие проливов для прохода военных судов любой воюющей державы. В случае участия Турции в войне, или в случае, если Анкара посчитает себя «находящейся под угрозой непосредственной военной опасности», страна может по собственному усмотрению разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов», — отмечает по этому поводу зарубежная пресса.

Напомним, что Анкара уже не впервые не только грозит закрыть проход судов других стран по проливам Босфор и Дарданелла, а и неоднократно делала это. Однако сегодня пойти на такой шаг будет гораздо тяжелее, поскольку таким действием она может затронуть интересы не только Российской Федерации, но и Североатлантического Альянса, а также сама Турция понесет репутационные и экономические риски.

Дело в том, что оба вышеупомянутых пролива являются единственным доступом к открытому океану через акваторию Черного моря. По ним Россия осуществляет перевозку большей части грузов для своей авиационной базы на территории Сирии. Может показаться, что нашей стране нечего бояться, поскольку судоходство в этих проливах регулируются согласно международной Конвенции Монте, которую приняли еще в 1936 г. В данном документе указано, что в мирное время Турция обязательно пропускает все корабли через данные проливы вне зависимости от того, под каким флагом они идут. Однако в случае потенциальной военной угрозы страна имеет право запрещать проходы военных кораблей от стран, которые эту угрозу могут воплотить в реальность.

Таким образом, если в теории все описано вроде как ясно, то в реальности могут возникнуть некоторые неоднозначные трактовки. К примеру, не совсем понятно, в каких случаях Турция может считать определенные действия военной угрозой. По мнению Сталина, данная конвенция ограничивала право Советского Союза касательно беспрепятственного выхода в Средиземное море, и он хотел внести вопрос касательно пересмотра статуса данных проливов на международном уровне. Однако его гибель не позволила добиться нужного соглашения.

Много советских политиков сразу говорили, что данный статус проливов позволяет Турции шантажировать другие государства. К примеру, Андрей Громыко в свое время даже высказал мнение, что благодаря Черноморскому флоту Советского Союза можно было бы совершить несколько ракетных залпов, чтобы создать дополнительные проходы и лишить Анкару их преимущества.

За время существования данной Конвенции Турция неоднократно показывала, что данные нормы возможно трактовать в ее пользу. К примеру в 1982 г. власти этой страны попытались распространять на данные проливы действие внутреннего регламента стамбульского порта, и лишь прямое давление Советского Союза и некоторых стран Западного мира привело к отказу Турции от данной идеи.

В 2008 г. вовремя событий в Грузии Турция не пропускала гуманитарный конвой США через данные проливы к Черному морю, заявив, что данный вопрос не был согласован с их государством. При этом стоит отметить, что Вашингтон нередко и сам нарушает нормы данной конвенции. Например, в феврале 2014 г. американский фрегат «Тейлор» на одиннадцать дней больше допустимого срока пребывал в Черном море.

Новым этапом в развитии ситуации касательно данных проливов стали события 2015 г. когда военные силы Турции возле сирийско-турецкой границы сбили отечественный бомбардировщик СУ-24. В России тогда было принято решение о срочном перенаправлении в Сирию зенитно-ракетных комплексов С400. Президент Эрдоган тогда заявлял, что в ответ на такие действия Российской Федерации Турция готова закрыть для отечественных судов оба пролива. В итоге блокады не произошло, однако из-за активных маневров военных кораблей Турции появились проблемы с передвижением отечественных судов. К примеру, один раз чуть не столкнулись турецкая субмарина и отечественный сухогруз «Яуза».

На сегодняшний день проход через данные проливы является важным морским сообщением, которое наша страна использует при проведении внешней политики. Например, по мнению пресс-секретаря отечественного президента Дмитрия Пескова, гипотетическое закрытие проливов может означать апокалипсический сценарий. При этом, многие политологи не верят в такое развитие событий.

Действительно, по мнению доцента кафедры европейского пава МГИМО Николая Топорнина, турецкое правительство не готово идти на крайние меры, ведь это может означать много новых катастрофических последствий. Например, такой шаг может расцениваться не только в качестве игнорирования международного права, а и как нарушение международных систем безопасности. Также закрытие проливов может сказаться на интересах НАТО, а Турция является членом данного блока.

Также политологи считают, что Анкара не готова блокировать проливы ввиду того, что это экономически невыгодно самой Турции. Дело в том, что наша страна ежегодно перегоняет по данным проливам примерно двадцать пять миллионов тонн нефти и тридцать семь миллионов тонн нефтепродуктов из Российской Федерации. Это, помимо зерна, сталь и стройматериалы, за транзит которых Анкара также получает определенные денежные средства, и перекрытие такого пути может стать потерей весьма внушительных доходов в турецкий бюджет.

Помимо этого, Турция может потерять доходы от лоцманского сопровождения судов. Согласно последним данным, за оказание таких услуг Анкара зарабатывает около тысячи долларов за один корабль.

Также Турции важно помнить тот факт, что при закрытии данных проливов контрсанкции можно получить  и от нашей страны. К примеру, политологи считают, что Россия могла бы запретить ввозить турецкие продукты и закрыть чартерные перелеты в данную страну, что приведет к серьезным потерям турецкой экономики и падению доходов в сфере туризма. Согласно данным за 2014 г., россияне пополнили турецкий бюджет на три с половиной миллиарда в американской валюте.

Безусловно, для нашей страны существует также ряд очевидных потерь. К примеру, снабжение отечественных военных баз в Сирии судам придется направляться через мурманский и петербуржский порты, а это приведет к более длительной, а значит, и более дорогой логистики. В итоге доставка снабжения будет занимать не четыре дня а две недели. При этом, поставка товаров гражданского назначения будет совершаться быстрее, поскольку некоторые грузы из нашей страны доставляются иностранными суднами.

В отношениях Москвы и Анкары нарастает жесткое противостояние по сирийскому и ливийскому вопросам

В субботу Эрдоган заявил, что Турция убила около 100 бойцов из Ливийской национальной армии (ЛНА), возглавляемой генералом-фельдмаршалом Халифой Хафтаром, и «это была месть за нескольких погибших мучеников». Этот пафос турецкого лидера в Турции мало кто разделяет. Даже среди его сторонников нет-нет, да и звучат нелицеприятные выпады в адрес турецкого президента. Ранее сообщалось о гибели 16 турецких военнослужащих в Ливии, среди них – один высокопоставленный военный в чине полковника. Об этом информирует турецкое издание Yeniçağ.

В свою очередь, представители Ливийской национальной армии (ЛНА, возглавляет фельдмаршал Халифа Хафтар) указывают, что помимо убийства 16 турецких военных советников, бойцы ЛНА потопили одно турецкое транспортное судно, груженное оружием и боеприпасами. Анкара потерю своего морского транспорта отрицает.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *