Что нашел в марсианском грунте марсоход NASA «Кьюриосити»

13:25, 15 Июл, 2022
Владислав Висл
Источник фото: RG.ru

14 июля 2022 года стало известно, что марсоход НАСА «Кьюриосити» обнаружил в осадочных отложениях кратера Гейла очень важную находку. О том, какие гипотезы есть на этот счет и что мешает ученым сделать однозначный вывод о существовании микробной жизни на Марсе, сообщает издание «РИА Новости».

Что нашли в марсианском грунте

Марсоход космического агентства NASA обнаружил много органического углерода. Напомним, первыми образцами древних марсианских пород, которые попали в руки ученым, были метеориты, выбитые с поверхности Красной поверхности в результате ударов других космических тел. На то, что это фрагменты Красной планеты, указывают особенности изотопного состава. Всего на сегодняшний день известно около трехсот марсианских метеоритов, и в некоторых обнаружили сложные органические соединения.

Самый знаменитый метеорит, который обнаружили на поверхности Красной планеты — метеорит ALH 84001, найденный в 1984-м году в Антарктиде. По оценкам геологов, 15 миллионов лет назад кусок марсианской породы выбросило в межпланетное пространство, а 13 тысяч лет он назад упал на Землю. Изотопное датирование показало, что его возраст — 4-4,5 миллиарда лет, и это старейший из известных фрагментов Марса, достигших Земли.

Группа ученых обнаружила в нем карбонатные глобулы, это минеральные образования, которые напоминают окаменелости одноклеточных организмов, в составе которых есть молекулы полициклических ароматических углеводородов. Их происхождение долго оставалось загадкой. Только недавно детальный анализ метеорита с помощью просвечивающей электронной микроскопии показал, что сложные соединения не имеют отношения к древней жизни. Они появились в результате серпентизации и карбонизации — процессов геохимического взаимодействия между водой и горной породой.

Есть ли жизнь на Марсе

Вопрос о том, есть ли жизнь на Красной планете, волнует людей много лет. Если вначале всерьез обсуждали возможность существование разумных марсиан, то позднее под словами «жизнь на Красной планете» стали понимать прежде всего микробные формы организмов.

Известно, что первую попытку обнаружить организмы в породах Марса сделали в середине семидесятых годов. Космические аппараты опустились на поверхность Красной планеты, а затем взяли образцы грунта. Достоверных следов жизнедеятельности микроорганизмов не нашли, но приборы зафиксировали необычно высокую химическую активность, которая характерна для реакций с участием микробов.

Ученые считают, что на Марсе есть жизнь, но она не такая, как это себе обычно представляют люди. Возможно, уже через 10-20 лет, на Красной планете смогут жить и сами люди.