Что произошло со “Сталинским тоннелем”

12:00, 25 Июл, 2019
Ольга Вайленко

Эпоха во времена Сталина оставила после себя очень много тайн. Одной из них является проект тоннеля, согласно которому власть планировала соединить Сахалин с материком.

Впервые о строительстве данного объекта заговорили в конце XIX столетия. Но тогда проект был признан экономически нецелесообразным. В следующий раз тема строительства тоннеля поднялась 1929-30 годах. Но и тогда нашлись отговорки.

Масштабное строительство

Более серьезно к этой теме подошли только в 1950 году. Инициатором выступил Иосиф Сталин. 5 мая 1950 года было принято секретное постановление Совета министров СССР о сооружении железнодорожной ветки «Комсомольск-на-Амуре — Победино», частью которой должен был стать сахалинский тоннель, а также резервная паромная переправа между Сахалином и материком. По словам создателей проекта, длина путей должна была составлять 327 километров. По планам, уже к 1953 году объект должен был быть готов, а в эксплуатацию сдавать его планировали в конце 1955 года.

К сожалению, информации о ходе строительства сохранилось не так уж и много.

Николай Семенович Силиков, житель подмосковного Дзержинска, рассказал, что его и еще 32 человека завербовали на Дальний Восток. Все они были специалистами в сфере строительства. В октябре того же года их высадили в глухой тайге, в районе мыса Лазарева, на берегу Татарского пролива, который отделял остров Сахалин от материка. Руководство дало им четкую задачу — проложить тоннель под водой от материковой части к острову. Главным по работам был назначен генерал-лейтенант НКВД А.А.Ермолов. Начали с прокладки телефонного кабеля. Ермолов регулярно держал связь со Сталиным, лично докладывая ему о ходе работ и заказывая необходимые стройматериалы.

Есть информация, что над строительством работали около шести тысяч бывших заключенных. Были среди строителей и вольнонаемные, в основном из городов Сибири. В строительство были вложены огромные средства.

Позже сюда прибыла тяжелая техника: экскаваторы, бульдозеры, самосвалы. В Японии заказали специальный энергопоезд. Платили строителям очень хорошо. По словам Силикова, с первой своей получки он легко мог купить себе легковой автомобиль. Все шло по плану, и благодаря ударному труду строительство удалось бы завершить в рекордные сроки. Все изменила смерть Сталина. Сначала стройка была заморожена, а впоследствии, когда большинство строителей-зэков попали под амнистию, ее и вовсе свернули.

Зачем же Сталин занялся этим строительством — до сих пор непонятно. Но вопрос и на сегодняшний день остается актуальным. По информации пресс-службы правительства Сахалинской области, оно может возобновиться в 2021 году.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *