Цены на литий в Китае падают: почему дешевеет аккумуляторный металл
Литий – ключевой компонент аккумуляторов для разной техники. Факторы, вроде развития рынка электромобилей, спровоцировали подорожание металла. На изготовление батарей для таких транспортных средств в 2022 г. ушло 57% всего использованного лития. Но теперь на основных рынках наблюдается коррекция цен. Так, карбонат лития значительно подешевел в Китае. За 3 месяца его цена снизилась на 29%, сообщает Financial Times со ссылкой на Fastmarkets.
На сколько и почему подешевел литий
В прошлом декабря за тонну карбоната просили 585 000 юаней или около 84 840 долларов. Уже в январе 2023 г. цена упала почти на 13 776 долларов. В феврале литий в Китае стоит порядка 61 800 долларов за тонну или 425 000 юаней.
Аккумуляторный металл подешевел и в США. За 3 месяца его цена на бирже Comex составляла:
- декабрь 2022 г. – 85 000 долларов;
- январь – 83 000 долларов;
- февраль – 76 200 долларов.
В мартовских контрактах уже фигурирует 75 000 долларов за тонну лития. Металл продолжает дешеветь и в фьючерсах на апрель – 74 000 долларов.
Падение цен в Китае связывают со снижением спроса на электромобили. КНР является крупнейшим рынком для таких транспортных средств. Только в январе здесь было продано 408 000 машин с электродвигателями, согласно статистике Китайской ассоциации автопроизводителей. В США реализовали около 807 000 электрокаров за весь 2022 год. Показатель вырос на 3% по сравнению с 2021 г. В Китае продажи электромобилей в январе на 50% уступили декабрьским. В годовом исчислении они снизились на 6%.
С 2014 года Пекин субсидировал граждан, решивших купить электрокар. За ТС с запасом хода в 300-400 километров выдавалась сумма в 9 100 юаней или почти 1 320 долларов. При более мощном аккумуляторе субсидия составляла почти 1 830 долларов (12 600 юаней). В 2023 г. субсидирование прекратили.
Что будет с ценами на литий в будущем
Спрос на металл продолжит расти. Аналитики ожидают, что в 2027 году 69% лития будет идти на аккумуляторы для электромобилей. При это рынок ожидал снижения цен на фоне прогнозов о росте предложения. Уже в 2024 г. может наблюдаться профицит лития, считает Борис Красноженов, аналитик Альфа-банка. В случае с премиальным металлом, подходящим для изготовления аккумуляторов, срок отодвигается на год. Дополнительные объемы лития на рынок должны вывести:
- Австралия;
- Латинская Америка;
- Азия.
Сейчас на рынке наблюдается коррекция цены в 30% к пиковым показателям прошлого ноября, объяснил Алексей Калачев, аналитик «Финама». Эксперт ожидает возвращения стоимости тонны к 30 000 – 50 000 юаней. По мнению Красноженова, цена в ближайшие 5 лет может снизиться до 30 000 – 35 000 долларов.
Спад отразился на акциях ведущих производителей лития. Они потеряли 6-12%. На ситуацию с электромобилями в Китае могла повлиять и Tesla. Компания 15 февраля объявила о приостановке работы шанхайского завода. Его необходимо модернизировать для производства новой Model 3. Продажи существующей версии в 2022 году уменьшились на 17% по сравнению с 2021 г.