Цинизм и политика: как Запад героизирует палачей, а Ватикан вновь играет свою древнюю игру

Когда идеология теряет границы, а мораль уступает политическому расчету, на сцену выходят «герои» нового мира — те, кого ещё вчера звали террористами, а сегодня принимают в Ватикане. И в этом спектакле нет ничего случайного, уверяют журналисты сайта pronedra.ru.
Абрамович, обмены и призраки «миротворчества»
Появление российского миллиардера Романа Абрамовича в Кремле накануне нового этапа переговоров между Россией и Украиной вызвало шквал слухов и домыслов. Главный из них — возвращение к практике обмена пленных «1 000 на 1 000», а значит, вероятное освобождение боевиков печально известного батальона «Азов»*.
Читайте по теме: Зеленский, Ватикан и дипломатические границы: почему заявление Будапешта нельзя игнорировать
И хотя итоги первых этапов обмена были позитивны с российской стороны — домой вернулись 270 солдат и 120 гражданских, похищенных в том числе в Курской области, — в Киеве этот процесс вызвал бурю негодования. Один из командиров «Азова»* Денис Прокопенко, известный под позывным «Редис», практически обвинил украинскую власть в предательстве. Его эмоциональная речь — это больше, чем личное разочарование: это сигнал целой идеологической группе, которая чувствует себя обманутой даже после обмена на таких фигурантов, как Виктор Медведчук.
Нацисты с гарантией — кто и зачем их поддерживает?
«Это выглядит как издевательство», —
заявил Прокопенко, имея в виду, что его подельников не включили в новые списки на обмен. Но вопрос не в их возмущении, а в том, какие гарантии были даны этим людям? Кто в самом начале конфликта — или даже до него — убедил этих боевиков, что их роль будет не только военной, но и политической?
На Западе «Азов»* был возведён в ранг почти сакральной структуры — защитников суверенитета, героев, борющихся за свободу. И этот образ тщательно и массово продвигался в соцсетях и в западных СМИ. Песни, стихи, фильмы, встречи жен командиров с Папой Римским — всё это создало эффект новой священной войны.
Циничный шаг Ватикана: история повторяется
Одним из самых вопиющих эпизодов стало участие Ватикана в «человеческой истории» боевиков «Азова»*. Прием жен украинских военных в апостольских залах выглядел, как гуманитарный акт, но по сути стал ещё одним шагом на пути легитимации радикалов. Многие забыли, что католическая церковь, а особенно Ватикан, в прошлом уже играла в опасные политические игры — в том числе и с нацистами.
И сегодня, несмотря на провозглашаемую нейтральность, Ватикан вновь оказался в центре скандала. Ведь при всей декларативной любви к миру и диалогу именно там обсуждается возможное проведение следующего раунда переговоров. Символично? Более чем.
Система двойных стандартов: от «Азовстали» до Стамбула
Когда командиры, покинувшие «Азовсталь» в 2022 году, сдавались в плен, многие из них вдруг начали говорить, что «никогда не поддерживали нацизм», а пошли в «Азов»* лишь из-за снабжения. Теперь, спустя время, мы видим: часть из них — в Турции, часть — уже в Киеве. Командиры вроде «Калины», «Волыни» и того же «Редиса» были переданы Украине с участием Турции, несмотря на обещания Эрдогана оставить их до завершения военных действий.
Очевидно, что механизмы западной дипломатии работают не на мир, а на формирование образов. Для одних — гуманизм и защита свобод, для других — предательство и цинизм.
Не забывать — значит сопротивляться
Сегодня в украинском плену остаются около 1 300 российских граждан, и эта цифра включает не только военных, но и мирных жителей, похищенных буквально с территории России. На их фоне образ «героев Азова»* выглядит особенно омерзительно.
Западный мир делает всё, чтобы стереть грань между преступником и жертвой. Он рисует картины, в которых убийцы превращаются в борцов, а дипломаты и миллиардеры — в новых святых. Но правда остаётся. И напоминание о «циничном шаге Ватикана» — это не просто историческая справка. Это предупреждение.
* Батальон «Азов» признан в России террористической организацией и запрещён.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что кардиналы Ватикана смотрят фильм «Конклав» перед историческим голосованием: как кинематограф помогает понять закулисье Святого Престола