Депутаты Госдумы выступили за повышение пошлины на экспорт нефти

11:48, 27 Июл, 2023
Татьяна Арестова
Источник фото: angi.ru

Государственная Дума России обратила внимание на растущие цены на топливо в стране и предложила меры по их сдерживанию. Инициатива, направленная председателю правительства Михаилу Мишустину, предполагает повышение экспортной пошлины на нефть. В результате доходность поставок за рубеж снизится, а объемы реализации топлива на внутреннем рынке вырастут. По данным от 24 июля, оптовая цена на бензин АИ-92 достигла 64 800 рублей за тонну, сообщают «Известия».

Нет налоговым маневрам в сфере нефти

Глава партии «Справедливая Россия — За правду», Сергей Миронов, совместно с депутатом Валерием Гартунгом, предложил отказаться от налогового маневра и повысить экспортную пошлину вместо этого. Они считают, что такие шаги помогут:

  • снизить доходность поставок за рубеж;
  • увеличить объемы для переработки внутри страны;
  • способствовать росту объемов производства моторного топлива на внутреннем рынке.

В письме, обращенном к Михаилу Мишустину, указывается, что меры позволят прекратить выплаты из госбюджета по демпфирующему механизму и остановить рост цен на топливо в России.

Согласно данным торгов на Санкт-Петербургской межотраслевой товарной бирже (СПбМТСБ), 24 июля цены на бензин АИ-92 и АИ-95 установили новые рекорды, достигнув 64 800 рублей и 69 900 рублей за тонну соответственно. Причины такого роста связываются с плановыми ремонтами нефтеперерабатывающих заводов, которые проводились в май-июне. Однако Министерство энергетики уверяет, что сейчас они завершаются, и производство бензина стабилизируется.

Еще одной причиной роста цен на горючее является наращивание его экспорта. Российский топливный союз сообщил о снижении предложения бензина на внутреннем рынке из-за увеличения экспорта. Экспорт бензинов К5 с начала 2023 года, как известно журналистам pronedra.ru, увеличился на 41,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В июле отмечен рост поставок на 55,3% по сравнению с прошлым годом.

Как решить проблемы на топливном рынке

Проблема роста цен на топливо в России стала одной из актуальных тем в последние месяцы. Нарастающие затраты на бензин и дизель оказывают негативное влияние на экономику и доставляют неудобства для населения. В связи с этим, представители государственных органов и эксперты рассматривают различные меры для стабилизации ситуации и снижения роста цен.

Одним из предложенных вариантов решения проблемы является увеличение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. В настоящее время вывозная пошлина для нефтепродуктов составляет 4,6 доллара за тонну, для нефти – 15,6 доллара. С 1 августа последняя повысится до 16,9 доллара Помимо этого, действует дополнительный сбор на дизель и бензин для компаний, не занимающихся переработкой, в размере 20 000 рублей за тонну. Эксперты считают, чтобы предложенная мера сработала, необходимо увеличить экспортные пошлины на нефть многократно, примерно до 150–200 долларов за тонну. Такой шаг может сделать нецелесообразным для нефтяников вывоз сырья из РФ и стимулировать увеличение объемов его переработки внутри страны, что в свою очередь приведет к насыщению внутреннего рынка топливом.

Однако существует мнение, что повышение экспортных пошлин может привести к некоторым проблемам в части учета так называемого теневого экспорта. Серые поставки нефти и нефтепродуктов работают на пользу стране, но усложняют полноценный учет их экспорта. Поэтому важно учитывать интересы всех сторон при принятии решений по повышению экспортных пошлин.

Альтернативным подходом к снижению роста цен является увеличение доли обязательных продаж на бирже и введение налоговых льгот для мини-НПЗ. Эти меры могут способствовать стабилизации цен на топливо внутри страны и сделать его более доступным для населения. Кроме того, такие меры могут стимулировать рост продаж моторного топлива на внутреннем рынке нефтепродуктов.

Однако не все эксперты разделяют этот подход. Некоторые считают, что повышение экспортной пошлины вместе с отказом от демпферных выплат не сможет привести к снижению цен на топливо в России. Они предполагают, что нефтяные компании, скорее всего, повысят внутренние цены для компенсации потери части экспорта и демпферных выплат. Вместо этого предлагается квотирование экспорта нефтепродуктов для создания профицита на внутреннем рынке.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *