Для чего мошенникам нужен утвердительный ответ собеседника
С развитием компьютерных технологий мошенники совершенствуют методы обмана. Постоянно в СМИ публикуются материалы о новых схемах телефонного мошенничества. Граждан призывают быть осторожными и бдительными, дают рекомендации, как правильно себя вести, чтобы не стать жертвой преступников.
Что такое голосовой слепок и как его можно использовать
В социальных сетях множество людей делятся своими опасениями по поводу использования голосового слепка мошенниками. Происходит такая ситуация:
- раздается телефонный звонок и человеку задают простые наводящие вопросы;
- самым логичным ответом на вопросы являются слова «да» и «согласен».
После этого разговор быстро прекращается, так как преступники получили то, что хотели – слепок голоса и утвердительные ответы.
Граждане опасаются, что запись их голоса может быть использована для идентификации в банках, после чего они потеряют деньги со своих счетов или станут должниками банка за оформленный на удалении кредит.
Банковские специалисты поясняют:
- создана и готовится к запуску Единая биометрическая система (ЕБС), в которую передаются биометрические данные клиентов банков;
- с помощью ЕБС граждане смогут на удалении заказывать проведение банковских операций – открытие счета, перевод денег с карты на карту и другие;
- обязательная первичная идентификация предполагает личную явку клиента в банк, фотографирование и запись голоса;
- при удаленном обращении будет использована комбинация методов идентификации – голоса, лица и других параметров, которые не раскрываются;
- только записи голоса со словами «да» и «нет» недостаточно для снятия денег со счетов или проведение других банковских операций;
- снятие голосового слепка производится на специальной аппаратуре и не может быть подменено простой записью разговора;
- программа выделяет особые колебания голоса, которые присутствуют только при живой речи; подмена быстро выявляется и в доступе отказывается.
ЕБС должна не только слышать человека, но и увидеть, как он говорит. При этом программа легко различит фотографию от живого человека перед монитором.
Все эти доводы имеют отношение только к ЕБС. Но существуют локальные банковские системы идентификации клиентов, которые возможно обмануть с помощью записи голоса.
Как нужно себя вести в разговорах с мошенниками
Представители Центробанка рекомендуют:
- не разговаривать с неизвестными, которые представляются работниками банка или других финансовых организаций;
- никому не сообщать номер своей банковской карты и пароли доступа;
- не переходить по ссылкам, которые приходят в смс-сообщениях;
- не перезванивать по указанным в смс-сообщениях номерам, даже если это знакомый номер телефона банка;
- перезвонить лично на горячую линию банка и поговорить с настоящим сотрудником;
- в случае обнаружения нежелательной операции работники банка помогут найти выход из положения – затормозить операцию или отменить ее.
В любом случае нужно быть осторожным и бдительным, не доверять мошенникам и не впадать в панику.