Добыча нефти в ОПЕК вырастет, несмотря на все разногласия
После совершенно нетипичного периода почти абсолютной гармонии внутри Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) снова наблюдаются сегодня серьезные разногласия. Между тем, инвесторы, находящиеся сейчас в ожидании повышения нефтяных котировок в расчете на то, что расходятся мнения в составе картеля, в корне неверно трактуют в настоящее время и историю организации, и текущее положение дел на глобальном рынке «черного золота», пишет Dow Jones.
На конец этой недели запланировано заседание ОПЕК. Разногласия имеют место при этом между неофициальным лидером нефтяного картеля Саудовской Аравией, а также Ираком, Ираном и Венесуэлой, входящими в ОПЕК и являющимися одними из пяти основателей данной структуры. Что касается не входящей в картель России, то она придерживается позиции солидарности с саудитами – нефтедобычу необходимо наращивать на 300–600 тысяч баррелей в сутки.
Текущая ситуация на рынке нефти
Нефтяные котировки попали в последние несколько недель под весьма ощутимое давление со стороны опасений по поводу гораздо более значительного повышения объемов производства сырья, на чем могут продолжить упорно настаивать Саудовская Аравия и Российская Федерация.
В понедельник, 18 июня, цены на нефть поднялись по следующей причине: трейдеры рассчитывали на заметно меньший рост объемов добычи и преобладания государств, которые против крупного увеличения. Раскол мнений среди участников картеля мы наблюдаем по итогам 18-ти месяцев успешного скоординированного урезания объемов производства, оказавшего поддержку ценам на нефть.
«Теперь же общая ситуация возвратилась на круги своя, — комментируют специалисты CNBC. — После всех текущих разногласий картель никогда уже не станет прежним. Некоторые исторические факты и теория игр указывают, однако, на то, что текущая ситуация полностью типичная для ОПЕК, а предлагаемое повышение объемов производства «черного золота» реализуют, невзирая на все пересуды».
Суммарная добыча нефти россиян и саудитов достигает на сегодня отметки в 21 миллион баррелей за сутки. Производство могут нарастить в этих государствах еще на 700 тысяч баррелей в день, если учесть объемы, наблюдавшиеся до момента заключения сделки, названной впоследствии «исторической».
Совокупное производство этих двух стран приблизительно впятеро выше, чем в Ираке или в Иране, и оно в 15 раз превышает при этом объем добычи Венесуэлы. Ни одно другое государство ОПЕК не обладает сегодня способностью к наращиванию своей добычи настолько ощутимо.
Нефтедобыча Республики Иран продемонстрирует в ближайшие несколько месяцев снижение по причине американских санкций, а нефтяной сектор Венесуэлы пребывает на данный момент, что называется, в свободном падении. Напомним, предложение сырья на глобальном нефтерынке в 2016-м сократилось на 760 тысяч баррелей только из-за того, что упала добыча со стороны Венесуэлы.
Если бы на предстоящей встрече в ОПЕК планировали обсуждать сокращение объемов добычи, за этим последовала бы еще большая неопределенность в глобальном масштабе, подытоживают зарубежные эксперты. Просить представителей картеля об отказе от доходов было бы крайне сложно, и это может повлечь за собой недобросовестное отношение к договоренности о квотах.
Решение о повышении объемов добычи нефти, наоборот, принять довольно просто, а противостоять ему – сложно. В 2000-м Иран покинул заседание картеля, выразив таким образом свой протест против планов саудовских властей по наращиванию добычи для удержания сильного роста котировок. Уже скоро ситуацию эту переиграли. В 1986-м ОПЕК заметно упрочила собственное доминирование на рынке, и она серьезно нарастила предложение, дабы наказать всех обманщиков. Цены тогда рухнули в итоге на 50 процентов.
Специалисты рекомендуют радоваться противникам планов картеля – предлагаемые объемы повышения нефтедобычи пока ограничены. Стоимость сырья по-прежнему еще довольно высока для стимулирования увеличения объемов производства сланцевой нефти в Штатах и не исключено, что для замедления повышения спроса. Лидеры картеля могли решиться, в конце концов, и на меры более решительные.
Читайте также: Нефть «боится» разлада в ОПЕК