Ограничение экспорта бензина: власти России выступили против серого рынка и всплесков цен
Министерство энергетики России активно обсуждает с правительством страны проект документа, который предполагает ограничение экспорта бензина. По информации нескольких источников «Коммерсанта», ведомство внесло предложение о введении закрытого списка нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Только им будет разрешено осуществлять поставки топлива на экспорт.
Проблема «серых» поставок
Главная цель такой меры – пресечение серого экспорта бензина. Он, как утверждают регуляторы и участники рынка, является одной из основных причин роста оптовых цен на топливо в последние месяцы.
Проблема серого экспорта начала обостряться в прошлом году. Санкции и падение оптовых цен на топливо. Учитывая высокие мировые котировки, российские экспортеры, включая тех, кто не является нефтекомпаниями, стали закупать бензин на внутреннем рынке и затем отправлять его на экспорт. В таком случае продавец получал топливо, цена на которое была снижена на величину демпфера. Это делало сделки выгодными, несмотря на дополнительные расходы на акциз и НДС, которые обычно не платятся при нормальном экспорте.
Правительство предпринимало попытки противостоять серому экспорту. Однако, полностью избавиться от этой проблемы так и не удалось. В 2023 году власти ввели заградительную пошлину в размере 20 000 рублей за тонну получившего демпфер бензина и дизтоплива при их экспорте. Однако, отмечают журналисты pronedra.ru, мера не распространяется на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Это позволяет некоторым экспортерам продолжать использовать схемы серого экспорта.
Взгляды экспертов «Коммерсанта» сходятся в том, что наибольший объем серого экспорта приходится на средние и мини-НПЗ. Они не производят товарный бензин, а покупают АИ-92 и, добавляя присадки, превращают его в более дорогостоящие сорта (например, АИ-95 или АИ-100). Конечный продукт направляют на экспорт. Такие предприятия, связанные с серым экспортом, остаются крупнейшими участниками этой схемы. Важным шагом в борьбе с серым экспортом станет ограничение перечня разрешенных экспортеров бензина.
Оценка серого экспорта бензина
С начала текущего года объемы экспорта высокооктановых бензинов составили чуть менее 2,9 миллиона тонн. Это на 42% больше, чем в 2023 году. Оценки объемов серого экспорта бензина различаются среди источников: в мае — июне этот объем мог составлять как минимум 40 000 – 120 000 тонн, а в январе – апреле 2023 года – 200 – 700 тонн в сутки. В мае – первой половине июля суточный показатель мог вырасти до 1 300 – 2 000 т, отметил Михаил Турукалов, эксперт по топливному рынку.
Урезание объемов серого экспорта позволит регуляторам более тщательно контролировать поставки. В настоящее время формальные квоты на экспорт не введены, и рекомендации о объемах поставок будут продолжать формулироваться на еженедельных оперативных совещаниях Минэнерго. Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максим Шаскольский ранее поддержал ограничение на экспорт бензина.
На оптовую стоимость бензина влияют и другие факторы, включая плановые ремонты на НПЗ, ослабление рубля в связке с ростом цен на нефть, а также рост спроса на внутреннем рынке. В результате цены на прошлой неделе снова обновили свои максимальные значения. Так, 21 июля стоимость АИ-92 и АИ-95 увеличилась на 0,81% и 1,44%, соответственно. Она составила около 64 000 рублей и 69 700 рублей за тонну.