Европейские НПЗ станут получать меньше сырья после отмены топливной субсидии в Нигерии
Один из основных рынков бензина Европы сжимается, что ставит под угрозу интересы нефтеперерабатывающих заводов. Это произошло после того, как Нигерия отменила топливные субсидии. Решение свело почти к нулю внутренний спрос и практически уничтожило региональный рынок контрабандного горючего, сообщает Reuters.
Спад спроса на топливо в Нигерии
В конце мая президент Нигерии Бола Тинубу отменил популярную, но дорогостоящую субсидию на топливо, которая обходилась казне страны в 10 миллиардов долларов в прошлом году. Официальные данные показали, что спрос на бензин снизился на 28%.
Симптоматично уменьшению спроса, запасы бензина на территории Нигерии выросли с 613 000 тонн в январе-июне до 960 000 тонн, сообщил Джереми Паркер из консалтинговой компании CITAC, специализирующейся на энергетическом рынке Африки.
Тем временем, чёрный рынок контрабандного субсидированного нигерийского топлива в Того и соседних Бенине и Камеруне рухнул. Это дополнительно снизило спрос на отгрузки через Нигерию.
Точных данных о том, сколько топлива было контрабандой вывезено из Нигерии в рамках субсидий, нет. Однако, сравнение оценок от официальных и независимых источников свидетельствует, что более 33% горючего могло ежедневно покидать хранилища государственной нефтяной компании NNPC и быть незаконно продано за рубежом. Без субсидий финансовые стимулы для контрабанды исчезают.
Нигерия, крупнейший производитель сырой нефти в Африке, сильно зависит от импорта из-за неудовлетворительных мощностей своих внутренних нефтеперерабатывающих заводов. Однако он становится все более недоступным, так как национальная валюта, найра, ослабла до исторических минимумов после того, как в июне Центральный банк отменил ограничения на валютные операции. В то же время инфляция находится на близких к двадцатилетнему максимуму уровнях.
Огромный НПЗ Dangote, который долгое время находится в разработке, предназначен для устранения дефицита внутреннего снабжения топливом. Однако, его полная производственная мощность в 650 000 баррелей в день вероятно будет достигнута не раньше второго квартала 2025 года, по оценкам CITAC.
Вызовы для европейских НПЗ
Исторически Северная Америка и Западная Африка, с Нигерией во главе, были двумя основными направлениями для экспорта бензина из Европы. Регион производит больше топлива, чем потребляет. То есть его нефтепереработчики зависят от экспорта для поддержания доходности.
В последние годы европейские маржи на переработку нефти стабильно снижались из-за конкуренции со стороны Ближнего Востока, США и Азии. Однако, ситуация изменилась, когда опасения о нехватке топлива подняли прибыльность после обострения конфликта вокруг Украины. На данный момент стандартные маржи прибыли на бензин в северо-западной Европе остаются стабильными на уровне около 27 долларов за баррель, свидетельствуют данные Refinitiv Eikon.
Доходность поддерживается спросом из Северной Америки, нехваткой высококачественных материалов для смесей, проблемами из-за низких уровней воды и авариями на местных НПЗ. Однако аналитики считают, что сокращение поставок из-за решений Нигерии увеличит давление на европейских нефтепереработчиков. Победителями вероятно станут новые НПЗ на Ближнем Востоке.
Изменения в объемах поставок бензина
Средние ежемесячные импорты бензина в регионе Западной Африки сократились на 56% во втором квартале по сравнению с первым, по данным Refinitiv Eikon.
По данным Refinitiv, сезонные поставки бензина из хаба Амстердам-Роттердам-Антверпен (ARA) в Западную Африку сократились: в июне текущего года объем составил 629 000 тонн по сравнению с 895 000 тонн в 2022 году и 1,2 миллиона тонн в 2021 году. В июле показатели уменьшились до 627 000 тонн, в то время как в 2022 году было доставлено 1,5 миллиона тонн, а в 2021 году — 1,4 миллиона тонн.
В то же время поставки из ARA в США выросли до 695 000 тонн на июль, по сравнению с 449 000 тоннами в 2022 году. Хотя они все же снизились по сравнению с 791 000 тоннами в 2021 году.
На складах хаба запасы бензина в сезон увеличились и достигли максимального уровня по крайней мере с 2003 года, как свидетельствуют данные Insights Global. Это связано с тем, что экспорты из этого региона в США не полностью компенсировали снижение поставок в Западную Африку.
Эксперты считают, что возможно спрос на бензин в Западной Африке не вернется полностью.
«Спрос на поставки в Западную Африку может быть ниже в данный момент, поскольку рынок восстанавливается после субсидий. Возможно, будет наблюдаться базовое снижение спроса», — отметил главный аналитик по рынку бензина Sparta Commodities Филип Джонс-Лакс.
С финансовой точки зрения перспективными для Нигерии выглядят поставки из Персидского залива и России, отметил эксперт
«Объемы пока кажутся небольшими, но не незначительными», — объяснил он
Согласно данным Refinitiv Eikon, рост прямых поставок бензина из России в Западную Африку начался в январе. Однако, накопленный объем, хотя и увеличивается с практически отсутствующего в последние годы, составляет около 800 000 тонн за год.