Гигантская экзопланета, похожая на глазное яблоко – идеальное место для поиска жизни за пределами Солнечной системы

03:56, 14 Июл, 2024
Максим Морозов
Гигантская экзопланета, похожая на
Источник: Факультеты, Наука

Экзопланета, открытая в 2017 году и считающаяся одним из наиболее перспективных мест для возможности жизни вне Солнечной системы, продолжает удивлять своими характеристиками.

Загадочный мир LHS-1140b проявляет характеристики планеты-«глазного яблока», обладающей глобальным океаном под слоем льда и уникальной областью, похожей на радужку человеческого глаза, расположенной на постоянном расстоянии в 4000 километров от своей звезды.

Среди всех изученных экзопланет с умеренным климатом, LHS-1140b представляет наилучшие возможности для подтверждения наличия жидкой воды на поверхности планет вне нашей солнечной системы, — отмечает астрофизик Чарльз Кадье из Монреальского университета.

LHS-1140b была обнаружена несколько лет назад, и она немного крупнее Земли с радиусом, примерно в 1,73 раза больше земного, и массой, превышающей земную в 5,6 раза. Она находится значительно ближе к своей звезде, чем Земля к Солнцу, полный оборот вокруг своей звезды она совершает за 25 дней. Однако её звезда — холодный красный карлик, благодаря чему расстояние до звезды попадает в так называемую обитаемую зону. Это означает, что звезда не настолько холодная, чтобы все воды планеты замерзли, но и не настолько горячая, чтобы они испарились.

Будучи в обитаемой зоне, планета все еще нуждается в изучении для подтверждения условий, способных поддерживать жизнь. Один из способов — изучение атмосферы LHS-1140b, если она существует, что и было сделано Кадье и его командой с использованием телескопа Джеймса Уэбба.

Расположенная всего в 50 световых годах от Земли, система LHS 1140 находится достаточно близко, чтобы астрономы могли внимательно изучать изменения в свете, проходящем через атмосферу экзопланеты, когда она пересекает линию между Землёй и её звездой. Этот свет, проходя через атмосферу планеты, частично поглощается или усиливается, что позволяет учёным определить, какие именно атомы участвуют в этом процессе, наблюдая за их воздействием на различные длины волн. Исследования показали наличие азота, что указывает на возможность существования вторичной атмосферы, образовавшейся после формирования самой планеты.

Предварительные анализы плотности и радиуса LHS-1140b показали, что её плотность составляет около 5,9 грамм на кубический сантиметр, что слишком мало для полностью каменной планеты, учитывая её размеры. Это свидетельствует о том, что планета может быть либо мини-Нептуном, либо океаническим миром. Если отбросить гипотезу о мини-Нептуне, получается, что LHS-1140b может быть океанической экзопланетой с замерзшей стороной, обращённой к звезде, и единственной талой областью, напоминающей человеческий глаз.

На этой обращённой к звезде стороне температура может достигать комфортных 20 градусов Цельсия, создавая условия для возможного существования процветающей морской экосистемы. Эти данные делают LHS-1140b одним из самых перспективных кандидатов для поиска жизни за пределами Солнечной системы.

Чтобы утвердить существование богатой азотом атмосферы, потребуется, по крайней мере, еще год наблюдений, — комментирует Чарльз Кадье. — Возможно, через два или три года мы сможем подтвердить наличие углекислого газа.