Главные табу в жизни Агафьи: каких запретов придерживается отшельница
Возможно, отшельнице Агафье не удалось бы выжить так долго в тайге, если бы она не соблюдала ряд табу, которые её отец, старовер Карп Лыков, рассказал ей ещё в юности. О том, что это за запреты, сообщает издание «Лайф».
Какие запреты у отшельницы Агафьи, которые она неукоснительно соблюдает
Жизнь в глухой тайге действительно трудна и опасна. Вокруг полно диких зверей и хищников. Еда редка, и её нужно выращивать своими руками. Но помимо природных опасностей, отшельников-староверов подстерегают ещё и другие угрозы, исходящие от самих людей, — пишет pronedra.ru.
Не покидать «мир»
Для Агафьи, отшельницы, главной опасностью является общество людей с его городами, искушениями и неверием. Она строго придерживается убеждения, что «жить в мире — грех, в мире нельзя». Со временем Агафья пришла к выводу, что её отец правильно поступил, уходя в тайгу в 1920-х годах прошлого века, так как это было «по Божьему повелению». Отец сумел уберечь детей от многих грехов и предоставил им возможность идти по пути к Царствию Небесному, к высшему миру, утверждённому Христом.
Трагическое нарушение запрета
Однажды сама Агафья нарушила этот запрет и заплатила за это дорогой ценой. Это случилось после того, как в 1988 году умер единственный родственник — её отец. Её братья и сестра Наталья умерли ещё в 1981 году, а мать Акулина скончалась в 1960-х годах, вероятно, от истощения. Оставшись одна, Агафья попыталась изменить свою жизнь. Это закончилось почти трагедией: соседний отшельник объявил её своей женой, изнасиловал и сбежал. До этого момента Агафья всегда считала себя «Христовой невестой», то есть стремилась прожить жизнь в невинности.
Постные ограничения
В соответствии с христианскими обычаями, две трети дней в году являются постными. В это время Агафья воздерживается от мяса и другой животной пищи, такой как молоко, несмотря на то, что жизнь в тайге предполагает постоянные голодные периоды. Её семья знала времена, когда приходилось есть траву и опилки. Но запрет на животную пищу в постные дни был непреложным. Великий пост предполагал суровый пост без приготовления пищи, а посты староверов были даже более строгими, чем у православных христиан. Также, перед началом Великого поста они выполняли тысячу земных поклонов на «Марьином стоянии».
Отказ от чая
Согласно книге «Таёжный тупик» Василия Пескова, староверы не употребляют чай и испытывают отвращение к консервированной пище. Карп Осипович, отец Агафьи, даже однажды отказался от банки сгущённого молока с словами «Кошкам!». Запрет на чай, возможно, связан с периодом раскола и правлением Петра Великого, во время которого произошёл раскол. Хотя чай стали завозить в Россию ещё при Михаиле Романове, деде Петра. Агафья по-прежнему строго соблюдает запрет на чай и пьёт отвар пихтовника вместо него.
Отказ от продуктов гостей
Агафья и её семья всегда отказывались от продуктов, которые приносили с собой гости из «мирского» общества. Они никогда не пользовались настоящим хлебом, сахаром, сладостями, крупами. Отшельники придерживались строгих норм и не стремились расширять свой «гастрономический кругозор». Запреты соблюдались без исключения, поскольку они были определены как «нельзя», и в таких вопросах не было места для сомнений.
Не пользоваться товарами со штрих-кодом
Агафья неукоснительно соблюдает ещё один запрет — не использовать товары, помеченные штрих-кодом. Хотя этот запрет не связан с православной верой, он внесён относительно недавно. Какой-то мирской человек, видимо, насторожил отшельницу, сказав, что штрих-код является знаком дьявола. Теперь Агафья без колебаний отказывается от всех подарков, даже если они ей крайне нужны, если на них видна эта метка. Некоторые могут обмануть её, закрасив штрих-код маркером.
Не пользоваться лекарствами
Семья Лыковых никогда не пользовалась лекарствами, так как верила, что жизнь человека в руках Божьих. Если человек умирал, то это была воля Бога. В результате такого запрета старшие дети Карпа Лыкова умерли. Когда однажды брат Агафьи, Дмитрий, заболел пневмонией, врач предложила помощь и лекарства, которые могли бы спасти его. Однако отец отшельницы отказался: «Не можно, сколько Бог даст, столько и проживёт». В тот же вечер Дмитрий скончался.
В последнее время, однако, Агафья начала использовать лекарства без штрих-кода. Кто-то из староверческих священников убедил её, что лекарства не вредят душе и были созданы по благословению Бога. Но если она увидит штрих-код — прощайте, все лекарства, даже самые дорогие: все будет выброшено.
Не пускать в дом курящих и не пользоваться спичками
Людей, курящих и пахнущих табаком, Агафья считает грешниками: «Хуже собаки!» — и не пускает их в свой дом. Запрет на табак был связан с временами раскола и правлением Петра I, который привёз табак из «грешной» Европы. А спички в России стали появляться в XIX веке, и, возможно, эта новинка не понравилась староверам, так как в их производстве использовалась сера — символ сатаны. Сама Агафья предпочитает использовать огниво.
Не вносить в дом фотокарточки
Отношение отшельницы к фотографиям и процессу фотографирования также было подозрительным: «Не можно! Грех!» Фотографирование отшельников приходилось делать скрытно. Однако когда Лыковым прислали фотокарточки с родственниками из Шории, Агафья запретила вносить их в избу. Она боялась держать мирские фотографии вместе с иконами: «Не можно хранить их под одной крышей!» Фотокарточки хранились в поленнице и со временем испортились. Староверы верили, что держать мирские фотографии рядом с изображениями святых обязательно приведет к беде.
Не пользоваться мылом
Вся семья Лыковых, включая Агафью, всегда избегала использования мыла и не мылась в бане. Это было под запретом. Даже Карп Лыков, хоть и знал, что такое баня, пока жил в тайге, не обращал на неё внимания. Правила их жизни были настолько тяжёлыми, что гигиена становилась не самым приоритетным вопросом. Из-за этого они, возможно, часто болели. Даже после смерти всех родственников, Агафья не стала нарушать это правило, считая мирское мыло грехом. Тем не менее, гости отмечают, что её руки и лицо всегда остаются чистыми.
Особенности и верования староверческой семьи Лыковых вызывают недоумение и интерес у современного общества. Их жизнь в тайге, соблюдение строгих правил и запретов, а также вера в Бога и отступление от «мирской» жизни делают эту историю уникальной и захватывающей для изучения и понимания.