Илона Маска обвинили в плагиате: новый скандал вокруг технологий и фантастики
Недавняя презентация Илона Маска, на которой он представил беспилотные такси, автобусы и андроидов, привлекла внимание не только своими инновационными решениями, но и вызвала волну критики. Одним из тех, кто не смог остаться в стороне, оказался режиссер культового фантастического фильма «Я, робот» (2004) Алекс Пройас, обвинивший главу Tesla в плагиате, передают журналисты сайта pronedra.ru.
Обвинения в плагиате
Алекс Пройас, режиссер фильма, основанного на произведениях Айзека Азимова, не смог пройти мимо схожести между визуальной эстетикой своих персонажей и продуктами, представленными Маском. В своем посте на платформе X (бывший Twitter) он опубликовал коллаж, на котором сравнил сцены из «Я, робот» с новыми разработками Tesla. Главный объект критики — андроид Оптимус Tesla, который внешне напоминает робота из фильма Пройаса. Также режиссер отметил сходство беспилотного такси с концептом Audi RSQ из его ленты, а микроавтобус Robovan, по мнению Пройаса, практически идентичен грузовому автомобилю, появлявшемуся в фильме.
Читайте по теме: Илон Маск опроверг слухи о подарке Cybertruck Рамзану Кадырову: очередной фейк или недоразумение?
Хотя пользователи сети неоднозначно восприняли заявление режиссера, многие начали публиковать собственные мемы и шутки, которые ставят под сомнение правомерность обвинений. К примеру, Space X сравнивают с котом, а дизайн минивэна — с куском торта, показывая, что фантазия и вдохновение часто пересекаются в неожиданных формах.
Юридический аспект вопроса
Юристы, комментируя возможность подачи иска Пройасом, подчеркивают, что такие заявления редко приводят к реальным судебным процессам, тем более к победе. Аркадий Бух, известный американский юрист, заметил, что современные технологии часто базируются на общедоступных идеях и эстетиках.
«Да, дверь в беспилотном такси открывается вверх, но это сделано не потому, что кто-то решил это „украсть“, а потому, что так модно и аэродинамически оправдано», — отметил Бух.
В кинематографе и в реальной жизни давно идут параллельные процессы, где футуристические идеи воплощаются в жизнь спустя годы.
Технологии и фантастика: где граница?
Тема взаимосвязи научной фантастики и современных технологий давно обсуждается в кинематографе и обществе. Многие прорывные изобретения сначала появлялись в фильмах и книгах, а лишь затем в реальном мире. Одним из примеров является фильм «Метрополис» (1927), который предсказал появление видеосвязи. В фильме «2001 год: Космическая одиссея» (1968) можно увидеть планшеты, а в киноленте «Вспомнить всё» (1990) были показаны беспилотные автомобили, которые сегодня становятся частью повседневной жизни.
Кинокритики и эксперты сходятся во мнении, что фантастика часто опирается на современные технологические тенденции. Она не столько предсказывает будущее, сколько додумывает уже существующие разработки. Кинокритик Дмитрий Соколов подчеркивает: «Фантастика массовая работает с существующими технологиями, она опирается на уже имеющиеся тенденции, просто делает шаг вперед. В этом нет ничего удивительного».
Маск и его будущее
Илон Маск известен своими амбициями создать будущее, похожее на те идеалы, что транслируются в кино, хотя и с определенными коррективами. Сам предприниматель неоднократно заявлял, что вдохновляется фантастикой, но хочет сделать будущее более позитивным и светлым. На той же презентации, где были показаны роботы и беспилотные автомобили, Маск упомянул:
«Вы видите много научно-фантастических фильмов, где будущее мрачно и уныло. Но это не то будущее, в котором вы хотите оказаться».
Этот комментарий Маска можно интерпретировать как желание дистанцироваться от мрачных антиутопий вроде «Бегущего по лезвию» и создать образы позитивных технологий. Однако, несмотря на такую философию, споры о заимствовании идей, будь то осознанные или неосознанные, продолжат возникать, особенно на стыке науки и искусства.
Шутка или PR-ход?
Многие критики и пользователи интернета убеждены, что обвинения Пройаса — не более чем шутка или попытка привлечь внимание к своей персоне на фоне популярности Маска и его проектов. Несмотря на серьёзные заявления о схожести, судебные эксперты уверены, что шансов на успех в подобном иске крайне мало. Технологии развиваются настолько стремительно, что в них легко увидеть отголоски художественной фантазии.
Возможно, этот случай — всего лишь ещё одна демонстрация того, как границы между реальностью и фантастикой становятся всё более размытыми. И, как отмечают сами участники дискуссии, главное здесь не в том, кто что позаимствовал, а в том, как эти технологии и идеи влияют на наше будущее.
Обвинения Илона Маска в плагиате вызывают интересный диалог о взаимосвязи между научной фантастикой и реальными инновациями. С одной стороны, кинокритики и юристы считают, что подобные заявления не имеют под собой прочной правовой основы. С другой стороны, сама возможность того, что современная наука вдохновляется образами из кино, заставляет задуматься о том, какое будущее нас ждет. Ведь неважно, как называются технологии, главное — это их влияние на нашу жизнь.
Ранее на сайте «Пронедра» писали об амбициозных планах Маска на 2026 год