Искусство советского кинематографа, или качественные спецэффекты без компьютеров

13:26, 01 Май, 2020
Евгения Комарова

Кино было популярным задолго до появления систем компьютерной графики. Советские режиссеры показали, как с помощью смекалки и ограниченных ресурсов создать эффектную картинку.

В СССР могли одновременно столкнуться 2 крайности. Сотрудничество кинематографистов с технологическими отраслями позволяло добиться впечатляющих эффектов без компьютерной графики. Так, для сцены путешествия во времени в «Гостье из будущего» режиссер использовал кадры, полученные в лазерной лаборатории. Для того же фильма были заказаны полноразмерные модели летающих автомобилей по цене «Жигулей». В другом популярном фильме «Кин-дза-дза!» актеры изготавливали реквизит из подручных средств. Правда, комедия была снята уже на закате СССР. В целом, советское кино основывалось на нескольких «китах».

Макеты и комбинированные съемки

Буря в стакане воды – подходящее описание для многих масштабных сцен. Специалисты изготавливали небольшие, но подробные макеты, которые при правильном положении камеры «оживали». Так создавались флотилии кораблей времен Петра I, показывались военные сцены с большим количеством техники.

Сегодня зеленый экран позволяет нарисовать практически любую сцену. Современные режиссеры даже не всегда задействуют массовку, изображая зрителей в зале или испуганную толпу. Методику, которую использовали советские специалисты, можно назвать «предком» технологии хромакея. Перед подходящим фоном ставили стекло, на котором рисовали нужную декорацию. Располагая камеру под правильным углом, оператор добивался реалистичности. Хотя техника работала только с неподвижными, находящимися на дальнем плане объектами, она очень помогала съемочной группе.

Полноразмерные декорации и подручные средства

Для многих фильмов макетов было недостаточно. В крупный план требовались полномасштабные декорации. Для фильма «Москва – Кассиопея» изготовили помещения космического корабля. Вращающаяся конструкция и незаметные тросы помогали создать ощущение, что актеры находятся в невесомости.

Для второго фильма «Отроки во вселенной» был изготовлен сферический автомобиль роботов. Аппарат действительно двигался по монорельсу, пусть и на короткую дистанцию.

Некоторые проблемы помогали решить подручные средства. Морской костюм Ихтиандра в «Человеке-амфибии» был вручную изготовлен из покрашенных кусочков кинопленки. В «Вие» тени демонов были получены благодаря прыгающим котам, на которых надели рога. Жутковатую биомассу для картины «Через тернии к звездам» получили из пожарной пены и теста. «Инопланетные» кадры фильма снимали на территории Таджикистана – выбранный пейзаж почти не нуждался в ретуши для отражения последствий техногенной катастрофы.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *