Исследование: советское образование заметно превосходило американское

17:58, 19 Фев, 2020
Евгения Комарова

Как основные сверхдержавы своего времени, США и СССР стремились добиться превосходства во многих отраслях, включая образование. В 60-х гг. ХХ века считалось, что Союз делает упор на технические специальности, а в Америке повышенное внимание уделяется гуманитарным наукам. Но уже тогда ряд исследований показал ошибочность данного убеждения.

Недостаток словарного запаса

В 1961-м вышла работа профессора Артера Трейса младшего, «Что знает Иван, чего не знает Джонни». В ней автор критично отзывался о принципах обучения американских младшеклассников. Сравнивая гуманитарные учебники СССР и США, специалист отметил явный дефицит новых слов и информации в целом в последних.

Книга, по которой занимался первоклассник, содержала около 2 000 новых слов. Популярное американское издание «Fun with Dick and Jane» включало на порядок меньше. Тексты в нем состоят из простых, повторяющихся предложений с незначительной смысловой нагрузкой.

Первые книги советского малыша знакомят его с основами биологии и других наук, рассказывают об азах быта и социальной ответственности. В американских аналогах, отмечает Трейс, представлен «стерильный», идеализированный образ среднего класса.

Значительный разброс словарного запаса сохраняется в последующие годы. Во 2-3 классах советские дети получали учебники, позволяющие познакомиться с 3 000 – 4 000 новых слов, известными литературными произведениями и различными сферами жизни. Американские школьники остаются на базовом уровне. К четвертому классу между детьми США и СССР сохраняется более чем пятикратный разрыв.

Провал благих реформ

Американская образовательная система 60-х строго следила за нормой усвоения новых слов. Причиной появления чрезмерно упрощенных учебников Трейс назвал программу XIX века. Тогда наблюдалась обратная ситуация. Тексты, с которыми знакомились младшеклассники, были бы малопонятны современному взрослому. Реформатор Гораций Манн призвал упростить программу начальных классов.

Стремление облегчить жизнь детям зашло далеко. Исследования 60-х утверждали, что начинать обучение чтению необходимо с 6,5 лет. Хотя многие дети осваивают азбуку и знакомятся с «Букварем» уже после 4 лет.

В СССР,как и в России сейчас, школьники начинали знакомство с буквами и звуками, переходя к словам. Американская система предлагает обратный подход. В 30-х гг. ХХ века ученые пришли к выводу, что дети лучше воспринимают слова, если сначала видят их целиком. Они запоминают визуальное сочетание букв, что способствует узнаванию. Но практика показала, что одинаковые образы ведут к путанице. Привыкнув, что «оо» присутствует в moon, ребенок будет путать луну с похожими словами, вроде «soon». Такой риск и привел к ограничениям в учебниках.

Не все так плохо?

Сегодня, как и в 60-х гг., американское и российское образование сильно отличается. Особенно это заметно, начиная со старших классов. В США студент получает возможность выбирать предметы, которые будет изучать. Так же ситуация обстоит с дисциплинами в колледже, университете.

Согласно статистике, страны находятся примерно на одном уровне по грамотности населения старше 15 лет. Но в США продолжают недостаточно внимания уделять дошкольному образованию. В стране не развита сфера государственных детских садов. В России к таким учреждениям предъявляют серьезные претензии, но они продолжают помогать формировать начальный словарный запас ребенка.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *