Как маленький порт помогает России обходит санкции на нефть
Международная команда исследователей проанализировала данные о поставках нефти из России. Они показали, что почти все топливное сырье из порта Козьмино экспортируется по цене выше западного потолка, сообщает Der Spiegel.
«Окно» для дорогой нефти
Говоря о «черном золоте», СМИ преимущественно упоминают Urals. Цена барреля марки в последнее время поднялась выше 50 долларов. Речь идет об отгрузках в балтийских портах и Новороссийске. Здесь средняя цена держалась на уровне 44-48 долларов за баррель.
В восточных портах, включающих и Козьмино, несколько другая ситуация. Отсюда Россия направляет нефть азиатским покупателям, преимущественно – Китаю и Индии. Международная команда специалистов проанализировала информацию о внешней торговле, оценивая соблюдение западных ограничений. По утверждению немецких журналистов, свои выводы представили и российские эксперты, которые действовали не в интересах нашей страны. С декабря 2022 г. Евросоюз вместе с G7 и Австралией установил граничную цену для поставляемой морем российской нефти в 60 долларов за баррель. Систематизированные данные показали, что нефть из Козьмино в январе-марте 2023 г. отгружалась по средней цене более 73,1 доллара. Превышение планки наблюдалось у 95% отправляемого топливного сырья.
Козьмино – порт примерно в 100 км от Владивостока, выходящий в Японское море. Нефтяной терминал на его территории организовала «Транснефть». Порт рассчитан на танкеры, длиной от 200 м.
Как усилить действие ценового потолка
СМИ неоднократно отмечали неэффективность ограничений, ссылаясь на различные источники, включая представителей власти. Предлагаемая цена Urals не отражает ситуацию в восточных портах, показывает исследование. Хотя азиатские покупатели нарастили и импорт с западных направлений по удлиненным маршрутам, этот канал создает возможность обхода санкций. Запад реагирует на подобные «лазейки», писали журналисты pronedra.ru, указывая на лишение страховки индийских перевозчиков. Однако инициаторы санкций требуют дополнительных мер.
Западу стоит снизить граничную планку, считает участник проекта, Беньямин Хильгеншток. Ранее предложение не было поддержано в G7. Хильгеншток также указал на необходимость ужесточить контроль за соблюдением ограничений.
«Перевозчикам и страховщикам необходимо требовать подтверждение цены от покупателей», — заявил эксперт.
Запрет на поставки нефти оказал на доходы России большее влияние, чем финансовый потолок, уверен Хильгеншток. По данным Министерства финансов, нефтегазовые поступления уменьшились на 47%. При этом на санкции приходится только 7% спада доходов от поставок сырой нефти, снизившихся на 15,7 млрд долларов, до 38,8 млрд долларов.