Как оформить ОСАГО и какие санкции бывают за просроченный полис

18:00, 19 Янв, 2020
Евгения Комарова

Покупая автомобиль или ступая в права собственности, гражданин должен оформить пакет документов. ОСАГО – один из них. Обязательное страхование автогражданской ответственности, как видно из названия – необходимая мера. Документ появился в США в 20-х гг. прошлого века. Мера постепенно распространилась по миру с увеличением спроса на автомобили.

Страхование транспортного средства обязательно. Оно обеспечит возмещение ущерба пострадавшей стороне в случае ДТП. Без ОСАГО, участник аварии, помимо ремонта должен будет оплатить штраф. При оформлении страховки обязательно нужно пройти техосмотр. Полис имеет временное действие. Осмотр желателен перед каждым продлением. Обязательная страховка сочетается с добровольными полюсами.

Необходимые документы

Страхуя автомобиль, владелец должен предоставить ряд бумаг, подтверждающих полномочия на процедуру. Список включает:

  • паспорт, другой документ, удостоверяющий личность;
  • утвержденную форму заявления на обязательно страхование от поставщика услуги;
  • регистрационные документы на машину;
  • технический осмотр автомобиля;
  • права всех пользователей;
  • прошлый полис (при наличии).

Срок действия ОСАГО зависит от длительности «подписки». Она же влияет на то, сколько стоит оформление. Обычно договор заключается на год. Но можно оформить полис на меньший период. Так, минимальный срок для автомобилей, не покидающих пределов РФ, составляет 3 месяца. Иностранным транспортным средствам доступны меньшие сроки. Владельцев транзитных номеров страхуют максимум на 20 дней. При постоянной заграничной регистрации период сокращается до 5-15 суток. Оформить ОСАГО на новую машину нужно в течение 10 суток после покупки.

Техосмотр

Проверка состояния машины – спорно обязательный атрибут страхования. Техосмотр для ОСАГО можно не проходить владельцам автомобилей, моложе 3 лет. Льгота распространяется на российские машины. Иностранным транспортным средствам лучше пройти проверку перед въездом на чужую территорию. Страховщики и исполнительные органы могут воспользоваться отсутствием своевременного техосмотра при вынесении решения по компенсации ущерба от ДТП.

То, как проходит техосмотр автомобиля для ОСАГО, мало зависит от характеристик транспортного средства. Эксперты проверяют:

  • двигатель;
  • сигнализацию;
  • рулевую систему;
  • фары;
  • тормоза;
  • стеклоочистители.

Обследование проводится платно. Сколько стоит пройти техосмотр автомобиля зависит от транспортного средства. Цены определяется предусмотренными процессом процедурами: замены жидкостей и запчастей, настройка электронных систем. Их устанавливают сервисы, куда обращается водитель. Но существуют обязательные планки. Диагностическая карта для легковых машин не может стоить больше 800 руб.грузовых транспортных средств – 770 – 1630 руб.; пассажирских – 1290 – 1560 руб.

Причины осложнений

Прохождение техосмотра для ОСАГО может дать отрицательные результаты. Владелец должен повторно обратиться  органы при выявлении ошибок в пакете документов. Могут возникнуть дополнительные проблемы. Повторная проверка требуется при:

  • несоответствии аптечки стандартам заполнения;
  • протечках ключевых трубопроводов;
  • непредусмотренных производителем модификациях, включая незарегистрированные газобаллонные установки;
  • несоответствии диагностической карты действующим требованиям.

Последний документ, выполненный на бланке А4, содержит сведения обо всех процедурах, которые машина прошла при осмотре. Транспортным средствам, возрастом 3-7 лет, карта выдается на 2 года. Более пожилым автомобилям или машинам, тяжелее 3,5 т, нужно менять ее в 2 раза чаще. Для такси и пассажирского транспорта документ действует 6 месяцев. Карты заменили талоны ТО. Недобросовестные предприниматели предлагают фальшивые документы. Но их подлинность можно проверить в системе ЕАИСТО. обнаружение фальсификации может помешать продлить или получить полис.

Способы оформления

Автовладелец (его представитель) может прийти с пакетом документов в офис страховой организации для получения бумажного полиса. После оформления он должен постоянно находиться в автомобиле. Документ может включать фиксированное количество водителей или предоставлять «свободный доступ». В последнем случае страховка распространяется на любого человека за рулем.

Развитие Интернета повысило популярность электронного ОСАГО. Данные о водителе вводятся в систему РСА, сохраняясь там для последующих проверок. Онлайн-процедура не требует посещения офиса – достаточно предоставить электронные копии или ввести данные необходимых документов.

Оба метода имеют достоинства и недостатки. Стандартное ОСАГО вызывает меньше претензий со стороны дорожной полиции. Его можно оформить на водителя, отсутствующего в электронной базе данных. Но процесс может затянуться из-за бюрократической волокиты (сбор документов, задержки из-за отсутствия бланков).

Электронное страхование снимает нагрузку с автовладельца. Но повышается риск столкнуться с мошенниками. Дополнительно, электронная процедура:

  • не поддерживает евро-протокол;
  • не позволяет оформить страховку на новый автомобиль;
  • повышает риск просрочить полис.

Первичное Е-ОСАГО также недоступно на портале Госуслуг. Ресурс позволяет только восстановить документ. У «материального» страховщика предусмотрен 14-дневный период «раздумий» – когда клиент может отказаться от оформления. Электронный полис вступает в силу через 3 дня после одобрения.

Принцип действия

ОСАГО обеспечивает возмещение ущерба, причиненного автомобилем застрахованного лица. Максимальный размер компенсации достигает 400 000 руб. и 500 000 руб. при повреждении собственности или причинении вреда здоровью.

Максимальный срок рассмотрения вопроса – 20 дней. После этого со страховщика каждые сутки взимается 1% затребованной суммы. Страховщики стремятся решить вопрос путем восстановления машины на партнерских станциях техобслуживания. Но пострадавшая сторона может затребовать денежную компенсацию, если:

  • ремонт транспортного средства невозможен;
  • ущерб превышает максимальную планку, и пострадавший не хочет покрывать разницу;
  • жертва ДТП – инвалид;
  • пострадавший погиб или получил тяжелые увечья;
  • в ДТП виноваты все стороны, и они не намерены доплачивать за восстановление машин.

Обязательное страхование нацелено на защиту владельца полиса от возмещения ущерба. При этом собственные повреждения водитель оплачивает самостоятельно или с помощью других страховых выплат.

Отличия от КАСКО

Помимо обязательного, существует добровольное страхование (КАСКО). Основное отличие – направление действия полиса. ОСАГО компенсирует ущерб противоположной стороне. КАСКО нацелен на владельца полиса. Документ позволяет возместить ущерб при угоне. Обязательное страхование не включает этот пункт. Владельцы КАСКО также получают компенсацию на собственный автомобиль. Страховщики рассчитывают сумму, отталкиваясь от стоимости новых запчастей.

Обязательный полис имеет фиксированную цену. Объявления о скидках – потенциальный признак недобросовестной организации. Хотя существует исключение – коэффициент бонус-малус, учитывающий число страховых случаев. Он определяет стоимость полиса. Цены на КАСКО оформители могут устанавливать индивидуально. Полисы предлагаются по акциям, идут подарком при покупке новой машины.

Санкции за просроченный полис

Переоформлять ОСАГО стоит начать за 3-4 недели до истечения срока. При сокращенном периоде действия – за 3-4 дня. Автомобиль не может ездить при отсутствии обязательного страхования. За каждый выявленный инцидент водителю придется заплатить 500-800 руб. Это касается и езды без распечатанного электронного полиса.

Попав в ДТП без страховки, водитель вынужден самостоятельно оплачивать ущерб. Отсутствие полиса может привести к дополнительным санкциям при отсутствии финансовой возможности компенсировать последствия.

Штрафы – основная мера воздействия на водителей. Сотрудники правоохранительных служб не имеют права эвакуировать автомобиль на штраф-стоянку или применить похожие меры. Соответствующие требования прописаны в КоАП РФ. Выписав квитанцию, сотрудник полиции должен проинформировать водителя о необходимости оформить (продлить) страховой полис.

Альтернативные решения

Страховка нельзя называется обязательной. Как и права, полис необходим для законного, безопасного управления автомобилем. Изменений пока не предвидится. Некоторым автолюбителям уже не надо обязательно проходить техосмотр, но ОСАГО остается необходимостью. Хотя рассматриваются альтернативные решения.

Участие России в Таможенном союзе породило дискуссии о замене автогражданки «зеленой картой». Документ имеет международное действие. Но его распространению мешает высокая стоимость. Карта примерно обойдется для владельцев:

  • легковых автомобилей – 15 000 руб.;
  • грузовиков разной комплектации – 25 500 руб.;
  • пассажирских транспортных средств – 71 000 руб.

Преимущество документа – безопасное перемещение по территории ЕС. Для российских водителей ОСАГО остается обязательным, наряду с правами, документом. Гражданин может оформить дополнительную страховку, защищающую его интересы. Специалисты рекомендуют иметь полис, помимо обязательного. Он повысит шанс компенсации не только пострадавшему участнику ДТП, но и его инициатору (владельцу документа).

Поделитесь этой новостью