Как отмечают Филиппов день 27 ноября 2024 года: главные традиции праздника
27 ноября православные христиане почитают апостола Филиппа, этот день носит название Филиппов день. В 2024 году праздник снова напоминает о народных обычаях и верованиях, которые возникли ещё в Древней Руси. Узнайте о традициях и обычаях дня, суеверьях и поверьях.
Традиции и обычаи Филиппова дня
В Древней Руси Филиппов день совпадал с завершением осенних сельскохозяйственных работ и наступлением суровой зимы, которую называли глухозимьем. Это время, когда дороги заметались снегом, деревни оказывались отрезанными друг от друга, а в лесах начинали господствовать морозные духи. Следующий за Филипповым днем Рождественский пост в народной традиции назывался Карачунским, в честь морозного духа Карачуна.
Крестьяне старались завершить все необходимые дела до Филиппова дня. В этот период посещали мельницу, молотили муку, запасались дровами и сено. Поскольку в холодные месяцы активность природных стихий становилась особенно заметной, людям было важно подготовиться к суровой зиме.
Народные суеверия: волчий месяц
После Филиппова дня наступал «волчий месяц», время, когда волки объединялись в стаи и нападали на путников, а порой даже заходили в деревни. На Дунае, например, существовала традиция «замазывать» пасти и глаза волкам, распыляя грязь возле печек и порогов. Это делалось с целью предотвратить нападение животных.
В это время крестьяне избегали шитья мужской одежды, опасаясь, что в такой одежде волк может напасть на мужчину или его сына. Даже порванную одежду не зашивали, считая, что волк может вырвать зашитый кусок ткани вместе с мясом.
Поверья о волках
Звуки, доносящиеся из леса, особенно вой волков, были предзнаменованием для сельских жителей. Многие верили, что услышанный вой предвещал войну. Однако у чувашей существовало иное толкование — вой волков считался знаком будущего богатства. В Полесье, напротив, считали, что волки выполняют роль защитников, уничтожая нечисть и защищая людей. Но и там избегали встреч с волками, а если они все же случались, молились за защиту у предков, обращаясь к умершему охотнику.
Традиция кормить предков
Связь Филиппова дня с кормлением предков на Руси объяснялась особыми верованиями, согласно которым волк был одним из животных, способных перемещаться между мирами живых и мертвых. У коми-зырян в этот день проводился праздник «чипан öбöдня», в который устраивали пир для родных и близких, насыщаясь мясом в последний раз перед постом. Основными блюдами были пироги и блины, символизирующие поминовение ушедших предков.
Традиция кормить предков в Филиппов день была неотъемлемой частью народных обрядов, символизируя связь с душами ушедших. Древние славяне верили, что в холодный зимний период души предков не могут вернуться в мир живых, поэтому важно было обеспечить их пропитанием, чтобы они не страдали в загробном мире. Это кормление воспринималось как акт уважения и заботы, ведь зимой земли замерзали, и связь с миром умерших становилась особенно символичной.
В некоторых деревнях Нижегородской губернии с Филипповым днём был связан и праздник сбора урожая. Здесь люди собирались, чтобы приготовить и разделить мясо жертвенного быка — символа благодарности за урожай и ритуала очищения. Такие обряды отражали древнюю веру в то, что кормление предков и совместное принятие пищи укрепляет связь между мирами живых и мертвых, а также служит для гармонизации жизни на земле.
Филиппов день продолжает оставаться важным и многогранным праздником в русской православной традиции. Его обычаи и суеверия, переплетающиеся с природными изменениями, напоминают о важности духовной связи с предками и окружающим миром. В 2024 году этот день, как и прежде, дает возможность вспомнить старинные традиции и укрепить нашу связь с природой и историей.