Как появилось выражение «подуть в трубочку», или история алкотестера

20:27, 29 Июн, 2020
Евгения Комарова

Первый аппарат для проверки водителей на алкоголь появился в США в 1930-м. Алкотестеры постепенно распространились по миру. Вид и принцип действия оборудования менялся. Но оно до сих пор не может точно сказать, выпил человек или, например, поел забродивших фруктов.

Изобретя автомобиль, человек выиграл в скорости, но лишился самостоятельного автопилота (лошади). Возница в небольшом городе, курсирующий по привычному маршруту, мог не только принять на грудь, но и спокойно спать с вожжами в руках. Знающая все остановки и повороты лошадь довозила его до пункта назначения. В автомобилях людям приходилось полагаться только на свою реакцию. Притупленная алкоголем, она часто приводила к авариям.

Эволюция алкотестеров

Первый автомобиль, работающий от пара, согласно Википедии, был представлен китайскому императору в 1672-м. Прообразы современных машин, с двигателями внутреннего сгорания, были изобретены в конце XIX-го в. Активную роль в развитии автомобилестроительной отрасли играл американский штат Огайо. В его столице произошло первое официально зарегистрированное ДТП – в 1891-м Джеймс Уильям Ламберт потерял управление, наехав на корень. В результате машина врезалась в коновязь.

Учитывая активное участие США в развитии автомобильной промышленности, неудивительно, что и алкотестер появился здесь. В 1930-м Ролл Харгер представил дранкометр (drunkometer). Аппарат положил начало традиции дуть в трубочку. Проверку на алкоголь проводили и раньше. Но патрульным приходилось полагаться на собственное обоняние. Дранкометр позволял официально зафиксировать опьянение. Человек дул в трубочку, соединенную с заполненным химикатами шариком. При контакте с парами алкоголя они меняли цвет.

Официально использование алкотестера американские власти утвердили в 1938-м. Советский Союз начал использовать систему в 1970-е, после присоединения к Международной конвенции безопасности движения. За десятилетия прибор несколько изменился. Советские полицейские пользовались преимущественно трубкой Мохова-Шинкаренко. От мини-лаборатории 1930-х, правоохранители постепенно перешли к портативным устройствам. Но принцип действия сохранился – определение наличия паров алкоголя по выдыхаемому воздуху. Неинвазивный метод, при удобстве и простоте, изначально имел заметные недостатки.

Погрешности сохранились

Первые алкотестеры фиксировали нарушение, обнаружив 0,8 промилле спирта. По сегодняшним стандартам, это – легкая степень опьянения (0,3-1,5 промилле). Современные алкотестеры намного критичнее. Трубка Мохова-Шинкаренко меняла цвет при 0,3 промилле. Эту цифру водители нередко видели, даже если не употребляли накануне спиртного. Приборы могли реагировать на следы вчерашнего употребления алкоголя. Хотя тяжелое похмелье ослабляет реакции не хуже нескольких рюмок, водители, отделавшиеся только запахом, нарывались на штраф или лишение прав ни за что. Положительный результат в алкотестере появлялся при употреблении:

  • определенных лекарств;
  • кисломолочных продуктов;
  • фруктов;
  • напитков вроде кваса.

Доказать правоту автолюбителю было сложно. В связи с частыми ошибками большинство стран отказалось от нулевого порога трезвости. В России нарушение не фиксируется, если прибор показывает 0,32 промилле (0,16 мг/л).

За счет допуска чиновники предусматривают возможную неточность аппаратуры и особенности организмов водителей. У некоторых людей даже кефир может оставить следы спирта в выдыхаемом воздухе. Проблемы с ЖКТ, печенью и другими органами также создают риск ложного обвинения в опьянении. Погрешность предназначена именно для таких ситуаций. Эксперты подчеркивают, что отсутствие нулевого порога не означает, что власти официально разрешают умеренное употребление алкоголя за рулем. Выпив пару рюмок или кружку пива, человек может сесть за руль, но только через пару часов. Определить безопасную концентрацию паров, помимо собственных ощущений, приблизительно помогут мобильные приложения. Большинство основаны на формулах Эриха Видмарка. Они определяют концентрацию алкоголя, отталкиваясь от введенных данных о:

  • возрасте;
  • поле;
  • весе;
  • дозе спиртного;
  • закуске.

Реакция на алкоголь индивидуальна. Но специалисты не советуют совмещать спиртное и вождение. Даже до достижения легкого опьянения (от 0,3 промилле) у человека притупляются реакции, что повышает риск ДТП.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *