Когда правильно праздновать Рождество: 25 декабря или 7 января?
Обе даты — и 25 декабря, и 7 января являются правильными для празднования Рождества Христова. Разница в том, что в декабре его отпразднуют западные христиане, или католики, тогда как в январе почитают православные.
Отличие в датах возникла из-за разных календарей. Еще до рождения Христа Юлий Цезарь приказал отменить римский календарь и ввел традицию следовать новому, юлианскому. Тогда и появился високосный год, в котором на один день больше обычного. Так из-за неточных расчетов. Год, стал на несколько минут длиннее, поэтому раз в четыре года принято добавлять дополнительные сутки.
Рождество 25 декабря или 7 января: когда правильно встречать праздник
Самая главная причина заключается не в том, что Христианская Церковь в основном делится на католическую и православную, которые специально сделали разные даты для празднования Рождества, чтобы еще больше быть непохожими друг на друга. Разные даты Рождества Христова: 25 декабря, которое еще называют католическим Рождеством, или 7 января, которое называют православным Рождеством, объясняются разными системами летоисчисления. Здесь подразумевается григорианский и юлианский календари. Россия живет по григорианскому календарю, как и большинство стран в мире. А Русская Церковь и некоторые другие Церкви для исчисления неподвижных церковных праздников пользуются юлианским календарем.
Во время перехода нашей страны в 1918 году на григорианское времяисчисление, дату Рождества оставили прежней. Хотя более правильным было бы перенести празднование на 2 недели назад. Но сделано этого не было. Более того, советская власть начала гонения на религию и церковь, церковные праздники отмечать стало не принято, и про Рождество «забыли». Официально на государственном уровне отмечать Рождество в России стали в 1991 году, когда правительство приняло закон о «Об объявлении 7 января (Рождества Христова) нерабочим днём». Возможно, это был тот момент, когда можно и нужно было перенести празднование на 25 декабря.
Согласитесь, единая вера, значит, и праздники нужно отмечать в одинаковые дни. Как было бы приятно отмечать праздник со всем христианским миром, влияние которого неизбежно: интернет, кино, музыка, игры и культура в целом. И не держать в голове, что у нас в стране Рождество наступит только через 2 недели, что ведет к некоторой путанице и культурной изоляции.
Что говорит Библия и история?
Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, Записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. Ев. от Луки 2:4-7
В наши дни вопрос о правильности даты Рождества так же актуален, как и ранее. Ведь почти весь христианский мир выбрал для этого единую дату — 25 декабря, но мы по-прежнему дожидаемся еще две недели, чтобы восславить родившегося Спасителя.
На самом деле, среди порой столь бурной полемики по поводу того, какое Рождество истинное, как-то забывается, что Рождество может быть только одно – Христово.
Стоит ради справедливости заметить, что 7 января во всех священных богослужебных книгах значится как “Собор предтечи и крестителя Господня Иоанна”. Литургия совершается в церкви именно по этому поводу, а о Рождестве там нет ни слова. Зато, если обратить внимание на дату 25 декабря, то мы увидим, что именно этот день знаменуется воспоминанием о приходе в мир Сына Божия, и называется он “Рождество Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа”.
Стоит заметить, что ранние христиане отмечали лишь Пасху. Другие же праздники стали появляться значительно позже. Одним из них стал праздник Рождества, отмечаемый в один день вместе с Крещением и Поклонением волхвов – 6 января. Лишь только в IV веке Рождество было перенесено на 25 декабря. Точно известно, что уже перед 336 годом праздник боговоплощения отмечался в Риме именно в этот день. Немного позже эту традицию перенял и христианский Восток: в декабре стали праздновать Рождество с 375 года в Антиохии, с 379 года — в Константинополе, а вот в Палестине только на переломе VI и VII веков. Зато Армянская Апостольская Церковь до сих пор празднует Рождество 6 января.
Сама дата – 25 декабря – имеет не историческое (ибо точной даты рождения Иисуса никто не знает), а апологетическое и назидательно-символическое значение. Дело в том, что этот день является астрономически безусловным для северного полушария днем зимнего солнцеворота, то есть своеобразной точкой, когда продолжительность дня потихоньку начинает расти. Распространенному в Риме культу Солнца, начавшему 25 декабря свой триумфальный поворот к весне после победы над зимней тьмой, Церковь противопоставила веру во Христа, принесшему миру духовный свет и обновление.
Сознательно перенеся празднование дня рождения Христа на радостно переживаемый язычниками “День рождения Непобедимого Солнца” (Dies Natalis Solis Inviciti), христианские лидеры сделали его центром народной жизни: вся природа преклоняется пред Иисусом, и даже солнце, это божество язычников, повинуется родившемуся “Солнцу Правды”. Произошла замена причинно-следственных отношений.
Одновременно был пересмотрен и сам римский календарь, реформированный в 45 году до Рождества Христова по инициативе императора Юлия Цезаря, а потому получивший наименование “юлианского” (“старый стиль”, как его теперь называют).
Но, как известно, юлианский календарь неточен и постоянно отстает от природы. Причина этого в том, что средняя продолжительность года в юлианском календаре на 11 минут и 14 секунд больше тропического года, то есть продолжительности оборота Земли вокруг Солнца. В результате каждые 128 лет накапливается ошибка в целые сутки: момент прохождения Солнца через точку весеннего равноденствия передвигается за это время на одни сутки назад, от марта к февралю. Начиная с IV века, когда Церковь, став государственной, связала свой формирующийся годичный цикл праздников с юлианским календарем, и до конца XVI века все праздники, связанные с точно фиксированными датами (праздники неподвижного цикла), передвинулись вперед на 10 дней (зимние к весне, весенние к лету и т.д.).
С целью исправления возникшей ошибки Римский Папа Григорий XIII в 1582 году произвел коренную реформу календаря, который и получил наименование “григорианского”. В своей булле, под названием “Среди важнейших…” (от 24 февраля 1582 года), патриарх Рима подчеркивал, что делается это “с целью вернуть весеннее равноденствие на его прежнее место…”.
Это означало логичное возвращение к исходным календарным точкам отсчета, и григорианский календарь стал с достаточной точностью фиксировать точное (то есть астрономическое) время.
Все западные страны, то есть католики в большинстве, договорились принять григорианский календарь как единственно верный. Но православные оставались верными традиции, несмотря на неоспоримую погрешность в юлианском календаре.
Таким образом, Рождество Христово по юлианскому календарю приходилось в XVI и XVII веках на 4 января по григорианскому календарю, в XVIII веке на 5 января, а в XIX веке православные отмечали его уже 6 января. В XX и XXI веках отставание юлианского календаря от истинного времени составляет уже 13 дней, так что сторонникам “старого стиля” Рождество приходится праздновать 7 января, а не 25 декабря. Соответственно, смещаются и все остальные праздники неподвижного цикла. После 2100 года отставание юлианского календаря возрастет до 14 дней, и Рождество будет приходиться уже на 8 января. Затем разрыв увеличится до 15 дней и даты всех праздников передвинутся еще на один день вперед.
Представим себе не в меру усердного хранителя памяти своего уже давно почившего дедушки, от которого ему достались в наследство красивые старинные часы. Все было бы хорошо, но они отстают на 13 минут. Однако перевести стрелки – значит оскорбить память дедушки! Понятно, что живущий не по истинному, точному времени, а по дедушкиным часам человек всюду отстает и вечно запаздывает на 13 минут: когда стрелки на его часах показывают полночь – на самом деле уже 0 часов 13 минут, то есть полночь наступила тринадцатью минутами ранее, чем показали часы. Даты юлианского календаря хронически отстают. Несмотря на то, что цифры не меняются, на самом деле они вечно обречены на отставание.