Как проходит Чин Погребения Божией Матери на Успение в Дивеево?

06:23, 26 Авг, 2020
Анна Федорова

Православная Церковь предусматривает особое богослужение в августе, которое получило название чина Погребения Пресвятой Богородицы. В это время в храмах вспоминают об успении и захоронении Божией Матери, которое состоялось в Гефсимании.

Чин Погребения Божией Матери на Успение в Дивеево

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь является четвертым земным уделом, где проживала Богоматерь. По этой причине одно из главных торжеств данной обители — Успение Пресвятой Богородицы. Так, 15 августа по старому или 28 августа по новому стилю в центральном месте Преображенского собора ставят сень, в которой следующие несколько дней выставляется Плащаница Божьей Матери.

В обстановке торжественной темноты по завершению церковной службы священнослужители выносят реликвию из храма. Следом за ними выходят и местные монахини, за которыми могут уже проследовать и другие прихожане храма. Все это действие сопровождается биением скорбного колокола. Вместе с тем, традиционными стали тишина природы и многие люди, которые молитвой обращают свои души к небесам. Благоговейный момент сопровождает участников церемонии, которые все вместе шли по Канавке.

В завершение крестного хода по Канавке проходит елеопомазание, которое проводится у входа в храм. Из церкви в честь этого события начинают выходить священники. Вместе с ними выходят и люди, которые традиционно берут с собой по цветку, лежащему в святой Канавке. Данное действие производится в качестве памяти о Дивееве, а также завершающемся лете. Чин Погребения Пресвятой Богородицы заключается в грустном песнопении, где в словах упоминается событие о смерти Девы Марии. Кроме этого, во время молитв читаются богослужебные тексты, предоставляют окружающим надежду на исполнение заветов Богородицы о защите всего человечества перед Господом за скончания времен.

Проведение богослужений по случаю Погребения Божьей Матери относится к благочестивым традициям, которые входят в перечень литургических событий православной Церкви. Оно описано в Типиконе — основной книге, где говорится, каким является богослужебный устав Церкви. Тем не менее, в православных храмах нет подробностей совершения чина Погребения Божьей Матери и конкретных указаний к действиям. Это нисколько не препятствует проведению тематических богослужений, ведь в процессе проведения службы проявляется любовь человека к Богоматери, а также почитание Заступницы православных христиан.

В Россию почитание Погребения Божьей Матери пришло со Святой Земли. Издавна Плащаница, на которой изображено событие Успения Пресвятой Богородицы, находится во дворе иерусалимского Гефсиманского монастыря, который был возведен напротив храма Воскресения Господня. По традициям, Плащаница должна лежать, будучи окруженной подсвечниками. При наступлении праздника Преображения подле Плащаницы служатся акафисты, молебны и вечерняя служба, которая завершается 28 августа по новому стилю. Так, к двум часам ночи 28 августа настоятель Гефсиманского  подворья осуществляет Божественную литургию. К 4 часам утра, когда литургия завершается, настоятель в праздничных одеждах проводит краткий молебен над Плащаницей. С этого момента реликвию переносят в Гефсиманию в качестве памяти о перенесении тела Богоматери апостолов с Сиона.

Крестный ход организовывается с участием многочисленных священнослужителей и представителей духовенства с использованием свечей. В священном каноне поются слова: «Сионяне, свещы возжгите». Плащаницу несет сам настоятель храма рядом с клиром, неся на себе широкую шелковую перевязь через плечо и бархатную подушку. В порядке крестного хода двигается огромное количество паломников. Процессия двигается с восходом Солнца в Гефсиманию, тогда как Плащаницу относят в каменную пещеру на место ложи Богоматери. Здесь она находится вплоть до завершения поклонения.

Служба погребения Богоматери проводится еще 14 августа по старому или 28 августа по новому стилю. Она начинается примерно в 9-10 часов утра. Изначально поется 17-ая кафизма с припевами, которые схожи с великосубботними похвалами. Службу проводит Патриарх, тогда как в период османской оккупации вместе с богослужением в Гефсиманию приходили подразделения турецкого гарнизона. Они встречали Патриарха военным маршем вплоть по всему пути от Иерусалима. Затем первый чин церкви с Плащаницей Богоматери в Пещере погребения выносит в центральную часть храма под паникадило святую реликвию. Патриарх становится за одром, окруженный со всех сторон архиереями, архимандритами и иеромонахами.

Патриарх повторно посещает пещеру, чтобы с этого момента начать каждение храма, сопровождаемое пением первой части погребальных похвал (Жизнь во гробе полагается). Ститию равносильно Великой Субботе завершают ектенией, со словами Патриарха. Вторая стития, имеющая название «Достойно есть величати Тя». Предстоятель Церкви Святого Града занимается кажением одр и пещеры, тогда как возгласом занимается старейший архиерей. При чтении третьей статии читается «Роди вси песнь погребению Твоему приносят, Дево», что сопровождается каждением второго архиерея. В этот момент по аналогии с Великой Субботой начинают путь отдельный воскресные тропари «Ангельский собор». По завершении ектении читается торжественный ексапостиларий (Апостоли от конец земли). Когда протяжно поется Трисвятой, иереи выносят Плащаницу на верхнюю часть базилики, где вновь читается ектения где упоминаются все священнослужители, участвующие в действе. Одр вновь переносят в центральную часть храма, когда поется ексапостиларий и стихи «С громом на облацех Спас посылает апостолы к Рождшей». По окончании Патриарх проводит отпуст.

Богослужение проводят в день Успения, и оно мало чем отличается от обычного, которое проводят по праздникам. Накануне отдельно организовывают вечерню без утрени, а в завершение осуществляется благословение хлебов, которые раздаются прихожанам. каждый год в честь празднования Успения принято лобызать святую Плащаницу. По завершении литургии Плащаницу вновь помещают в Гефсиманское подворье города Иерусалим. При этом, реликвию вновь сопровождает крестный ход.

Что нельзя делать в Успение Пресвятой Богородицы

В честь Успения Пресвятой Богородицы не следует надевать новую обувь или ту, которая приносит дискомфорт, в противном случае, неприятное ощущение продлится в течение года. Также запрещено употреблять грубые слова, плохо относиться к близким и отказывать в поддержке нуждающимся. На Руси старались в это время олицетворять Божью Матерь в Матери-Земле. в честь торжества было запрещено ходить босиком и использовать острые предметы при работе с землей. Так можно было обидеть землю и навлечь на себя неурожай.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *