Как сложилась судьба Софьи Дзержинской — супруги «Железного» Феликса

22:24, 26 Июл, 2021

Фигура Феликса Эдмундовича Дзержинского — революционера и соратника Ленина — известна всем. Даже век спустя работоспособность, интеллект и неподкупность первого председателя Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК) вызывает уважение. А вот о семье «Железного» Феликса мы совсем ничего не знаем: не «светился» советский функционер с любовницами по светским тусовкам, не растрачивал госсредства, и не вляпывался в скандалы. Жил тихо-мирно, а его супруга Софья была надежным тылом. Как сложилась судьба этой женщины?

Феликс и Софья познакомились на почве революционного движения, обоим было уже за двадцать. Поляк и еврейка сразу же прониклись теплым чувством друг к другу, это вполне логично, когда двух молодых пылких людей объединяет общий интерес. Социализм был их мечтой, поэтому до брака дело дошло только после пятилетнего знакомства.

Эти годы пролетели быстро, ведь оба были заняты высокой идеей, верили в силы друг друга и многократно проверяли свое чувство на прочность. Жизнь была хлопотная, полна переездов, состояла из участия в стачках, ссылках и побегах.

Немного о Софье Дзержинской

Софья Сигизмундовна родилась в 1882 году в обеспеченной семье польского торговца, чьё состояние восходило к какому-то удачливому еврею-прадедушке, вовремя понявшему ценность пряности и специй. Получив добротное образование, Софья стала профессиональным музыкантом после окончания консерватории, но не в музыке она видела свою жизнь. Богатая полька увлеклась идеями социализма, и уже в 1905 году вступает в партию большевиков.

С Феликсом они познакомились тогда же, но брак заключили только через пять лет. Жениху было 33, а Софье 28. О размеренной семейной жизни говорить не приходилось, хотя сын Ян появился на свет в 1911 году. Поскольку Дзержинских постоянно сажали в тюрьму за революционную деятельность, Яна пришлось на время отдать маме Софии.

Вплоть до 1917 года Софья провела в различных ссылках и поселениях, а после Октябрьской революции 1917 стала секретарём эмигрантских касс в Швейцарии. С 1918 года ей — проверенному и ответственному лицу — поручили быть представителем советской страны в Берне. На протяжении всей жизни чета Дзержинских была на хорошем счету: их кристальная честность и бескорыстие стали притчей во языцех. Что самое приятное, эти черты передались и следующим поколениям семьи.

Личное счастье жены Дзержинского

Для Софьи огромным счастьем было перевезти Яна в Москву, где уже вовсю трудился Феликс Эдмундович. А работал он на износ, по-другому не умел. То, что буквально за пару первых лет создал Дзержинский, не укладывается в рамки обычного человека. Он по-настоящему был светочем для подчиненных и страны, которым служил.

Несмотря на огромную любовь к единственному сыну и понимающей жене, времени у Феликса хватало лишь на работу. Они ведь все и жили в Кремле. Страна требовала быстрых и верных решений, и правительство их предоставляло в режиме реального времени. Тут не до поездок на работу и с работы. Причем Железный Феликс был не единственным: СССР смог подняться и сформировать всю свою мощь лишь благодаря небывалому энтузиазму большевиков и беззаветной преданности, как у дзержинцев и ленинцев.

Софья тем временем давно махнула рукой на личное счастье, она тоже много работала. Сын Ян редко видел родителей, но у мальчика всегда было множество увлечений, он очень любил животных и даже мечтал стать зоологом. Судьба его сложилась блестяще: сын стал достойным продолжением отца, сделал добротную карьеру и оставил по себе добрую память. Умер рано, как и отец: сердце не выдержало, когда Яну не было и пятидесяти.

Софья Сигизмундовна пережила и мужа, и сына. Феликс Эдмундович скоропостижно умер на рабочем месте в 1926 году. Завершив борьбу с недобитками Гражданской войны и сформировав по-настоящему мощную ЧК, он ушел в мир иной. Для СССР это была невосполнимая потеря, ведь он считал, что воспитывать человека нужно своим примером. Слова о том, что у чекиста должны быть «холодная голова, горячее сердце, чистые руки» без сомнений относятся в первую очередь к нему.

Жизнь после смерти Феликса Эдмундовича

После смерти супруга Софья Сигизмундовна прожила более сорока лет, и занимала ответственные посты, главным образом, в отделах пропаганды. По традиции Дзержинские долгое время жили прямо в Кремле. Так повелось после Октябрьской революции. Жили на работе и работали из дома. После переезда семьи в «Дом на набережной», построенный специально для партийной и творческой элиты, Софья ушла на пенсию.

После смерти сына она много времени уделяла внуку Феликсу, мальчика назвали в честь героического деда. Этот мальчик стал светом в окошке и гордостью для вдовы Феликса Эдмундовича. Феликс Янович стал известным зоологом, доктором биологических наук. Он руководил лабораторией эволюционной морфологии имени Северцова. А внуки Яна, Кирилл и Ольга, живут и работают в Москве.

Никто из юных Дзержинских никогда не кичился своим родством со знаменитым предком, они такие же, как он — скромные граждане, работающие на благо Родины, которую когда-то помог построить неутомимый Феликс Эдмундович. Их предок всегда повторял: «Счастье – это состояние души», а наивысшая точка жизни – это быть «Светлым лучом для других, самому излучать свет».

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *