Какой церковный праздник сегодня, 2 июня, отмечают православные христиане
2 июня отмечается 3 православных церковных праздника, по старому стилю это было 20 мая. 153-й день года по григорианскому календарю – до окончания года остается 214 дней.
Восход Солнца 04:45, Астрономический полдень: 13:08, Заход Солнца: 21:31, Длина дня: 16:46, Длина ночи: 07:14.
По церковному православному календарю 2 июня отмечается 4 именин:
- Александр– в переводе с древнегреческого означает «защитник»;
- Иван– в переводе с еврейского означает «Божья милость»;
- Никита– в переводе с греческого означает «победитель»;
- Тимофей– в переводе с древнегреческого означает «почитающий Бога».
День памяти мучеников Фалалея, Александра и Астерия
Приурочен мученикам Фалалею (врачу) и двум палачам, которые погибли за веру по приказу правителя г. Эгеи во времена царствования Нумериана.
Житие мученика Фалалей
Мученик Фалалей был сыном ливанского воеводы. Изучив врачебное искусство, он безвозмездно лечил больных, отчего и называется бессребренником. Язычники представили его как христианина к одному из правителей в Малой Азии. Правитель был поражен красотой и молодостью мученика (ему было в то время всего 18 лет) и начал ласково убеждать его принести жертву идолам.
«Делай со мной что хочешь, говорил он мучителю, и я знаю, что Господь, в которого я верую, не посрамит меня». Правитель после разных мучений приказал просверлить ему ноги и повесить вниз головой; но воины, помраченные силой Божией, просверлили и повесили вместо него дерево. Правитель принял это за насмешку со стороны воинов и велел мучить и их. Воины объявили себя христианами и были убиты. Эти воины были Александр и Астерий. Правитель, считая Фал алея волшебником, приказал утопить его. Но едва успели донести правителю, что его приказание исполнено, как утопленный мученик снова явился перед ним. Народ, видя эти чудеса, воскликнул: «Велик Бог христианский!» — а правитель распорядился, чтобы отсекли ему голову.
Это было в Киликии в 284 г. Мощи Фалалея находятся на острове Наксос.
Святитель Алексий, митрополит Московский
Святитель Алексий, митрополит Московский. Он происходил из боярского рода, в миру назывался Елевферием и был крестником князя Иоанна Калиты. Будучи тринадцатилетним мальчиком, он ловил птиц, и вдруг услышал голос:
«Зачем ты ловишь птиц, Алексий? Тебе нужно быть ловцом человеков».
И с этого времени отрок Елевферий совершенно переменился, стал молчалив, оставил детские игры, скрывался в уединенных местах для молитвы и много постился. На 15 году поступил в монастырь. Так как он был известен и князю, и митрополиту своей мудростью и духовными подвигами, то скоро был возведен в сан епископа и затем стал митрополитом. При нем Россия была под татарским игом. Жена татарского хана Чанибека Тайдула страдала болезнью глаз. Хан писал к великому князю московскому Иоанну Иоанновичу: «Мы слышали, что Бог ни в чем не отказывает молитвам митрополита Алексия; путь же он испросит у Бога здравия моей жене». В случае отказа хан грозил походом на Россию и опустошением ее. Что было делать? Святитель в надежде на помощь Божию решился отправиться в Орду к хану. По прибытии туда он отслужил молебен, молясь за больную, окропил ее святой водой, и она прозрела. Тайдула подарила святителю землю в московском Кремле, где, в память о чуде ее исцеления устроен святителем Чудов монастырь. Кроме Чудова монастыря, он устроил в Москве Спасо-Андроников. Этот монастырь устроен был святителем по обещанию за избавление от страшной бури на Черном море, когда он ездил в Константинополь для поставления в митрополиты. Святитель Алексий оставил после себя весьма важный письменный памятник — Евангелие, переписанное собственноручно и исправленное по греческому Евангелию. Оно хранится в Чудовом монастыре. Святитель Алексий скончался в 1378 г. на 86 году жизни. Святой Аскалон предсказал, что тело его будет найдено христианами на берегу реки и с честью погребено. Так и случилось. Обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского. Память его 12 февраля. Обретение мощей было спустя около 50 лет после его кончины в 1431 г. Мощи его почивают в Чудовом монастыре; в ногах хранится посох, а в шкафу за стеклом облачение.
Обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца
Церковь празднует память об обретении мощей митрополита Алексия. Событие произошло в 1431 году, во время возведения нового храма на месте разрушившегося Чудова монастыря в Кремле.
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец (в миру Елевферий) родился в 1292 году (по другим данным, 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества.
Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этого дня отрок стал уединяться, часто посещать церковь и в пятнадцать лет решился стать иноком. В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Руководителями его и друзьями были замечательные подвижники этой обители — старец Геронтий и Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. Затем митрополит Феогност повелел будущему святителю оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника. В конце 1350 года владыка Феогност посвятил Алексия во епископа Владимирского, а по смерти митрополита он стал его преемником в 1354 году. В то время Русская Церковь раздираема была великими нестроениями и распрями, в частности из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа. В 1356 году, чтобы положить конец смутам и тревогам, святитель отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху. Патриарх Каллист дал Алексию право считаться архиепископом Киева и великой России с титулом «всечестнаго митрополита и экзарха». На обратном пути во время бури на море кораблю грозила гибель. Алексий молился и дал обет построить храм святому того дня, в который корабль пристанет к берегу. Буря утихла, корабль пристал 16 августа. Восторженно встретила святителя Москва.
Несмотря на все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве — ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного Преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил слепую Тайдулу — его супругу. «Прошение и дело превышает меру сил моих, — сказал святой Алексий, — но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, — не презрит Он молитвы веры». И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, супруга хана исцелилась.
Когда скончался великий князь Иоанн, святитель взял под свою опеку малолетнего его сына Димитрия (будущего Донского). Много пришлось святому владыке потрудиться, дабы примирять и смирять строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Вместе с тем не оставлял митрополит и трудов по устройству новых обителей. Им основаны в 1361 году Спаса Неруко-творенного Образа монастырь на Яузе в Москве (Андроников, по имени ученика преподобного Сергия, первого игумена монастыря) по обету, который он дал, когда корабль во время его поездки в Константинополь терпел бедствие; Чудов — в Московском Кремле, восстановлены и две древние обители — Благовещенская в Нижнем Новгороде и Константино-Еленинская во Владимире. В 1361 году также была построена женская общежительная обитель его имени (Алексеевская).
Святитель Алексий достиг глубокой старости — 78 лет, пробыв на митрополичьей кафедре 24 года. Почил он 12 февраля 1378 года и погребен по завещанию в Чудовом монастыре. Мощи его были обретены через 50 лет чудесным образом, после чего стали чтить память великого святителя и молитвенника за Русскую землю.
Благоверного князя Довмонта (во Святом Крещении Тимофея) Псковского
Считается днем памяти святого князя Довмонта (Доманта) — славного защитника Русской земли. Имя при крещении — Тимофей. 33 года управлял г. Псковом.
Святой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский, князь Нальшинайский (Нальшанский), был родом из Литвы, сначала ревностно исповедовал язычество. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков. Псковская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, «дохнула на него благодать Божия», когда со всей своей свитой он принял святое Крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. В течение 33 лет он управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Через брак с дочерью великого князя Димитрия, внучкой святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября и 30 августа), он породнился с русским великокняжеским родом. Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений.
В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч.
Святой Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная святым князем рядом с Кромом в конце XIII века, была названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. У святого защитника «Дома Святой Троицы» был еще один благочестивый обычай: в благодарность Господу, Именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, благоверный князь Довмонт рядом с Кремлем возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Ставили там храмы по особым обетам и другие жители Пскова. Небольшая территория нынешнего Довмонтова города была сплошь покрыта храмами. (Первый храм в честь святого Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтовом городе в 1574 году.)
Свою последнюю победу доблестный князь-воин одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско. Ливонские рыцари неожиданно напали на посад у Пскова, захватили пригородные Снетногорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насельниками. Они убили основателя Снетногорского монастыря преподобного Иоасафа с 17 иноками и преподобного Василия, игумена Мирожского (память 4 марта). Святой князь Довмонт, не дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с дружиной и изгнал святотатцев за пределы Русской земли.
Через несколько месяцев святой благоверный князь Довмонт-Тимофей скончался и был погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что «бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее». Псковичи вспоминали, как святой князь заботился о них в мирные дни и особенно, когда городу угрожала опасность, как вел их в бой со словами: «Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Постоим за Святую Троицу!»
Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника пред Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: «Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь». Псковичи исполнили его указание, и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба. Рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе висел его боевой меч (в настоящее время меч хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике), который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол.
Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей и его супруга, в схиме преподобная Марфа (+ 1300; память 8 ноября) удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери (празднование 24 сентября): «Благоизволися пречистому образу чудотворныя иконы Твоея, Богородице, написатися зрака подобию нашего в бранех твердаго заступника князя Доманта со благочестивою супружницею» (седален службы святому благоверному князю Довмонту-Тимофею). При явлении Божией Матери старцу Дорофею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 года святой благоверный князь Довмонт-Тимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова (сведения о Псково-Покровской иконе помещены 1 октября).
Мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы.
Святые князья Псковские Всеволод и Довмонт не раз помогали русским воинам в защите западных пределов Отечества. Но настал час и, с той же священной непреклонностью, посланные Взбранной Воеводой небесного воинства, встали они на защиту наших восточных рубежей.
В 1640 г. великое народное движение на Восток — «встречь солнца» — завершилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Матери (празднуется 9 марта) и героической «албазинской обороной» (1685 — 1686).
…Летом 1679 года, в Петров пост, отряд казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Три года несли казаки дозорную службу на Зее, объезжали окрестные селения, приводили в русское подданство тунгусское население, основывали зимовья и остроги. Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. Это были святой Всеволод и святой Довмонт. Вступив в разговор с казаками и узнав, что они из Албазина, святые князья-воины предрекли последовавшее вскоре вторжение китайских войск на Амур, трудную оборону и конечное торжество русского оружия. «И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут».
Несколько раз в 1684 — 1686 гг. китайские полчища подступали к Албазину, но града не взяли. Чудесной помощью Албазинской иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта Псковских вражеский натиск бессильно разбился о дальневосточную православную твердыню.
«Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта» была записана Гаврилой Фроловым в Якутске 23 октября 1689 г. Обетования святых друзей Божиих не имеют срока давности. Приходят новые поколения, меняется лицо земли, но неизменно в священный дозор у границ Отечества встают российские воины-защитники — святые Всеволод и Довмонт.