Какую альтернативу Суэцкому каналу хочет создать Россия, что об этом известно, реакция Вашингтона
Москва и Тегеран достигли соглашения о соединении участков международного транспортного коридора «Север-Юг». Этот проект позволит России быстро осуществлять грузоперевозки в Индию, страны Персидского залива и Африку, а также создать альтернативу Суэцкому каналу, что вызвало недовольство США, — сообщает InoSmi.
Лёд тронулся: какую альтернативу Суэцкому каналу хочет создать Россия
Наконец-то лед тронулся: Москва и Тегеран заключили соглашение о совместном строительстве железнодорожного участка Решт-Астара протяженностью около 162 км. Это позволит соединить сухопутные участки международного транспортного коридора «Север-Юг» и повысить экономическую эффективность транскаспийского маршрута, — выяснили журналисты pronedra.ru.
Согласно условиям соглашения, стороны должны завершить проектные работы в течение года и начать строительство последнего сегмента железнодорожного транспортного маршрута «Север-Юг» через год.
Москва придает большое значение этому проекту, рассматривая его как альтернативу Суэцкому каналу, способную обеспечить непрерывный маршрут доставки как транзитом в Европу, так и из России в Персидский залив и Индию. В условиях ограничений на перевозки в Европу российские компании проявляют большой интерес к МТК «Север-Юг» и готовы к 2030 году осуществлять грузооборот до 15 миллионов тонн по железнодорожному направлению, а в долгосрочной перспективе — до 30-60 миллионов тонн в год.
Потенциал транспортного коридора будет расширяться с ростом товарооборота, связывая западные и восточные части Евразии и создавая возможность для альтернативных транспортных маршрутов. Реализация этого проекта позволит России быстро осуществлять грузоперевозки не только в Индию, страны Персидского залива, но и в Африку.
Однако были проблемы с реализацией проекта «Север-Юг», в котором ранее участвовал Азербайджан. После освобождения Азербайджаном оккупированных армянами территорий в 2020 году, отношения Тегерана с Баку существенно ухудшились, и сейчас любые предложения Азербайджана отвергаются. Это привело к затяжке реализации проекта «Север-Юг». Однако конфликт на Украине и экономические санкции со стороны Запада вынудили Москву стать движущей силой в продвижении проекта МТК. Россия уже готова выделить Ирану межгосударственный кредит в размере 1,3 миллиарда евро для строительства железнодорожного участка Решт-Астара.
Проблемой является то, что согласно проектным решениям Ирана, строительство участка Решт-Астара займет около четырех лет. Первые грузы по МТК поедут не раньше 2027 года. Упущенное время из-за неясных заявлений и действий иранских властей создало проблемы для участников проекта. Сегодня больше всего от этого страдают Иран и Россия, которые пытаются срочно наверстать упущенное. Иран сумел вытеснить Азербайджан из процесса переговоров, но только на текущем этапе.
Жесткая реакция Белого дома
Как было ранее сказано, Россия и Иран подписали межправительственное соглашение о Международном Транспортном Коридоре (МТК). Однако стороны уже готовятся к заключению второго межправительственного соглашения, на этот раз с участием Азербайджана, России и Ирана. Действительно, участок Решт-Астара является последним отрезком на западном маршруте, необходимым для полноценного функционирования всего МТК. Однако остается еще один небольшой участок — Астара (Иран) — Астара (Азербайджан), без которого невозможно окончательно соединить все железнодорожные пути в так называемый «бесшовный коридор».
Несмотря на возможное сопротивление со стороны, особенно со стороны Ирана, все же придется учитывать интересы Азербайджана. Если в Тегеране предпочитают не обсуждать этот вопрос, то президент Российской Федерации Владимир Путин, принявший участие в церемонии онлайн-подписания российско-иранского межправительственного соглашения о сотрудничестве, ясно заявил об этом.
«В рамках создания данного коридора, о котором мы сегодня говорим, сотрудничество осуществляется в тесном партнерстве с Азербайджаном», — отметил глава государства. «Мы рассчитываем на скорейшее завершение подготовки соглашения о сотрудничестве по развитию железнодорожной инфраструктуры и грузовых перевозок по маршруту «Север-Юг» в формате трехстороннего сотрудничества, с участием Азербайджана. Таким образом, будет создана необходимая правовая основа для дальнейшей успешной координации между тремя странами».
В то же время Вашингтон жестко отреагировал на планы Ирана и России по реализации транспортного коридора. Государственный департамент заявил, что будет «тщательно следить и обращать особое внимание» на последнее соглашение о железнодорожной дороге между Россией и Ираном.