Компания «Росатома» сможет производить литий-ионные батареи по СПИК с Минпромторгом
По информации нескольких источников, Межведомственная комиссия Минпромторга одобрила заявку компании «Рэнера» (структура «Росатома») на заключение Специального инвестиционного контракта или СПИК для производства литий-ионных аккумуляторов. В рамках соглашения она получит налоговые льготы в обмен на инвестиции в строительство гигафабрики в Калининградской области, сообщает «Коммерсантъ».
Контракт будет подписан между компанией «Рэнера», Минпромторгом и Калининградской областью. В СПИК будут включены производство ячеек, батарей и систем накопления энергии. «Росатом» также планирует объявить о заключении соглашения на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Подробности СПИК не разглашаются до подписания контракта. Представители Минпромторга не прокомментировали эту информацию.
Плюсы СПИК для «Рэнера»
Главное преимущество для «Рэнера» от СПИК заключается в упрощенном получении статуса «сделано в России» для ее продукции. Компания будет импортировать ячейки из Южной Кореи со своего завода Enertech International (владеет 98,32% акций). Благодаря СПИК изделия будут считаться локализованными уже до запуска гигафабрики в Калининграде. Планируется, что предприятие будет построено к осени 2025 года, а к 2030 году достигнет полной мощности, сообщают журналисты pronedra,ru. Общий объем инвестиций в калининградский завод, включая R&D-центр, оценивается в 51 миллиард рублей.
Статус локализованных батарей позволит «Росатому» участвовать в будущем конкурсе на поставку 400 000 батарей для электротранспорта в Москве, на общую сумму 130 миллиардов рублей. Участникам требуется производить ячейки в столице, но если этого не удастся осуществить, город будет закупать любые изделия со статусом «сделано в России». На данный момент «Рэнера» собирает батареи на площадке Московского завода полиметаллов (мощность — 150 МВт*ч). К концу года компания планирует начать сборку модулей в «Технополисе Москва» (мощность — 320 МВт*ч).
Планы и вызовы для «Росатома»
«Росатом» также намерен поставлять батареи автопроизводителям. В период с 2023 по 2025 годы госкорпорация планирует продать внутри страны батареи общей емкостью 690 МВт*ч на сумму 14,8 миллиарда рублей, а к 2030 году — уже 3,75 ГВт*ч за 35,6 миллиарда рублей. Аналитики считают, что такие намерения выглядят достаточно реалистичными. Объем 690 МВт*ч эквивалентен немного больше 10 000 электромобилей, а объем 3,75 ГВт*ч — около 60 000 — 70 000 электромобилей.
В январе-мае 2023 года в России было продано около 3 400 электромобилей, но основная доля приходится на зарубежные изделия, включая параллельный импорт. Эксперты прогнозируют, что к 2025 году ежегодные продажи могут достичь отметки в 10 000 штук, включая закупки для такси, каршеринга и других коммерческих парков.
В 2025 году только АО «Кама» планировало выпустить 10 000 машин «Атом», и компания «Рэнера» заявила о планах оснащать их своими батареями. Кроме того, «Рэнера» и «Автотор» имеют соглашение о сотрудничестве. В калининградском автоконцерне подтвердили планы закупать у «Рэнера» литий-ионные аккумуляторы «для производства аккумуляторных батарей непосредственно на предприятии». Начало производства запланировано на 2024 год, мощности будут рассчитаны на производство 60 000 батарей, но загрузку в «Автоторе» пока не раскрывают. Компания «Соллерс» также рассматривает «Рэнера» в качестве основного поставщика по проекту локализации батарей. В «АвтоВАЗе» и «Evolute» не были получены ответы на запросы о планах сотрудничества.
Однако «Росатом» может столкнуться с трудностями при локализации компонентов. Основные проблемы связаны с производством катодных и анодных материалов необходимого качества.