Кому и зачем староверы давали «поганую» кружку?
Староверы были не просто сектой, а общностью людей с особой философией. В ее основе лежала нравственная чистота, как она есть. Старообрядцы не делали разницы между моральной и физической нечистоплотностью, поэтому для подозрительных людей у них была специальная посуда. Зачем и почему у староверов есть «поганая» кружка?
Религия для староверов складывалась в простую и понятную картину: весь мир – нечистота и грех, и только староверование — истина в высшей инстанции и безграничная чистота. Немудрено, что возникло понятие «поганой» посуды, которую своим прикосновением осквернил кто-либо извне. Не старовер.
«Поганая» кружка — что это такое и кому ее давали
Погань — слово языческое, поэтому староверы приклеили этот ярлык ко всему, не похожему на старые обряды. И поскольку «к чужому человеку в душу не заглянешь», староверы, перестраховываясь, подсовывали им ту спец. посуду, которую было не жалко осквернить.
Язычник и иноверец угощались из «поганой» кружки
После использования кружку-чашку-тарелку либо били вдребезги, либо тщательно мыли и читали над ней молитву, чтобы очистить от зла, прилипшего к ней через уста иноверца или язычника.
Еретик — враг старообрядцев
Еретикам нигде не были рады, протестанты натерпелись за веру, даже старообрядцы им воды в любимой кружке не подавали. Так действовали по заветам аскета начала IV века Кирилла Иерусалимского. Он уверял, что если монофизит, армянин и христианин пустятся в долгий путь, то истинно верующему нужно быть острожным и не пить из посуды еретика. После этого посуда станет «поганой», и даже молитва не снимет с нее злые чары.
К еретикам старообрядцы причисляли всяких латинян, прихожан Русской православной церкви, людей, принявших никонианские исправления священных текстов. Но некоторые староверы верили напутствию преподобного Феодосия, которые тот давал князю Изяславу. Старец говорил, что оскверненному еретиками сосуду надо «дать молитву».
Грешник и отлученный не могли пить из приличной посуды
Если человека отлучили от церкви (неважно какой), он становился изгоем в глазах старообрядцев. Ведь они принимали свою веру раз и навсегда: нельзя было сменить, увильнуть, солгать. Так что любое отступничество для староверов дурно пахло. Такому человеку давали пить из «поганой» кружки, такое же отношения ждало и грешников.
А уж грешниками староверы считали весь мир, кроме самих себя. Угощая из «поганой» посуды, старообрядцы, ссылаясь на пламенного борца с ересями Иоанна Златоуста, который считал врагами Христа всех, кто пьет и ест с еретиками. Он приравнивал таковых к «идолослужителям» и призывал отворачиваться от них и не допускать в церковь.
Чужаков староверы не приваживали
Выстроив толстенную стену между собой и миром, староверы считали его юдолью греха. Соответственно, любому чужаку или путешественнику светила исключительно ненужная посуда, которую потом уничтожали. Поступали так, чтобы не дай Бог заразиться бесами из той недоброй части мира, которая не проповедует старые обряды христианства.
В книге этнолога позапрошлого века Зеленина «Черты быта усень-ивановских староверов» написано, что православных староверы называли по-разному, «великороссами» или «никонианами» (в зависимости от направления религии). Все татары были мусульманами, а квинтэссенцией «погани» был кумыс уфимцев.
Важно отметить, что милостыню подавали одинаково всем, но ни о каких совместных пирах и трапезах с чужаками речи быть не могло.
«Из одной посуды не едят, как не едят с австрияками, с рябиновцами (другая община староверов) и вообще с представителями всякого другого толка». А посуду, из которой «хлебал» человек иной веры, обязательно моют «проточной водой», — написано у Дмитрия Зеленина.