Кризис в угольной отрасли России продолжается – последствия банкротств и потребность в поддержке

18:20, 30 Янв, 2025
Татьяна Арестова
Кризис угольной отрасли
Источник фото: freepik.com

В 2024 г. российская угольная промышленность столкнулась с ухудшением финансовых показателей, что привело к росту опасений относительно возможных банкротств в отрасли. По информации источников Forbes, ситуация с трудом управляется, и вероятность кризиса не исключена. В особенности, маленькие угольные компании, оказавшиеся в сложном финансовом положении, нуждаются в государственной помощи.

Кризис угольной промышленности РФ

За первые 10 месяцев 2024 г. угольные предприятия России понесли сальдированный убыток в размере 84,8 млрд рублей, что является резким контрастом по сравнению с прибылью в 403,2 млрд рублей в 2023 г. В результате доля прибыльных компаний в отрасли существенно снизилась — с 64,9% в октябре 2023 г. до 46,5% к октябрю 2024 г., в то время как количество убыточных предприятий увеличилось с 35,5% до 53,5%.

Читайте по теме: угольной отрасли России нужна поддержка – Новак поручил разработать антикризисную программу

В связи с кризисной ситуацией российские власти начали разрабатывать меры поддержки угольной отрасли. Одним из вариантов решения проблемы является введение особой процедуры банкротства, в рамках которой ВЭБ.РФ может выступать арбитражным управляющим. Министерства экономики, энергетики, транспорта и налоговой службы, а также ВЭБ.РФ должны представить предложения по мерам поддержки до 10 марта 2025 года.

По данным Росстата, за 11 месяцев 2024 г. добыча угля в России снизилась на 1,4%, что свидетельствует о затруднениях в отрасли. Тем не менее, увеличился объем добычи коксующегося угля — на 5,4% до 102 млн тонн. В то же время, экспорт угля сократился на 8,5% по сравнению с 2023 г., что также связано с потерей доли на таких рынках, как Китай, Турция и Южная Корея. Эти страны стали больше импортировать уголь из других регионов, таких как Австралия и Колумбия.

Снижение цен на уголь и повышение санкционного и фискального давления оказали серьезное влияние на прибыль угольных компаний. Исследования консалтинговой компании NEFT Research показали, что выручка угольной отрасли в 2024 году снизилась на 20%, а прибыль — почти до нулевых значений. Убытки большинства компаний растут на фоне увеличения логистических затрат, проблем с вывозом угля и необходимости поддержания производства.

Риски для угольных компаний – последствия банкротств

В то же время, в условиях ограниченных финансовых ресурсов многие компании вынуждены повышать кредитную нагрузку, что может привести к росту уровня задолженности, особенно у малых угледобытчиков. Эти предприятия сталкиваются с дополнительными рисками, поскольку они не обладают развитой инфраструктурой и не могут эффективно конкурировать с крупными игроками на международном рынке.

Некоторые эксперты предсказывают, что в 2025 г. возможен дальнейший спад объемов добычи угля, особенно среди малых предприятий, которые не в состоянии поддерживать стабильную работу. Крупные компании, такие как СУЭК или угольный дивизион Evraz, несмотря на санкции, продолжают удерживать позиции за счет наличия маржинальных месторождений и развитой инфраструктуры.

Основные опасения связаны с возможным закрытием градообразующих предприятий. Это, в свою очередь, может потребовать многомиллиардных инвестиций на расселение населения и переобучение увольняемых сотрудников. Для предотвращения таких последствий, вероятно, будет разработана особая процедура банкротства, в рамках которой ВЭБ.РФ может взять на себя роль арбитражного управляющего или инвестиционного центра. Эта процедура, возможно, будет включать временное введение наблюдения, при котором будет ограничено предъявление требований со стороны кредиторов и приостановлены процедуры взыскания долгов.

Если предприятия не смогут восстановить свою платежеспособность, ВЭБ.РФ примет решение о переходе к внешнему управлению или финансовому оздоровлению, либо, в случае неудачи, — о ликвидации компаний с продажей их активов на торгах. В любом случае, такие меры должны быть направлены на минимизацию последствий для экономики и социальной сферы.

Несмотря на высокие риски, банкротства малых угледобывающих компаний могут иметь гораздо более серьезные последствия. Эти предприятия, хотя и занимают меньшую долю рынка, играют ключевую роль в обеспечении занятости в небольших городах и поселках. Массовые сокращения могут привести к росту социальной напряженности и протестным акциям. В связи с этим, малые компании, скорее всего, будут искать инвесторов для стабилизации своего положения и поддержания бизнеса до улучшения рыночной ситуации.

Прогнозы экспертов предполагают, что в 2025 году в отрасли может пройти ряд сделок по поглощению более крупными игроками мелких компаний, что позволит привлечь новых инвесторов и минимизировать риски социальных и экономических последствий. Государственные меры поддержки вряд ли будут носить массовый характер, но, скорее всего, будут направлены на сохранение стабильности в угольной отрасли и предотвращение масштабных социальных проблем.

Угольной отрасли России нужна поддержка

Эксперты считают, что для стабилизации ситуации и выхода на безубыточность требуется комплексная государственная поддержка. Одним из возможных шагов является введение прямых экономических мер, которые смогут снизить затраты на экспорт и логистику.

Основные трудности отрасли связаны с нехваткой пропускной способности транспортной инфраструктуры, особенно на Восточном полигоне. Система квотирования железнодорожных перевозок, направленная на увеличение поставок на запад и юг, не дает ожидаемого результата. Пропускная способность железных дорог на Восток близка к пределу, что затрудняет выполнение обязательств по экспорту угля. Эксперты NEFT Research предлагают вернуться к понижающим коэффициентам на железнодорожные перевозки и субсидированию поставок на южном направлении, включая порты Черного моря, что могло бы поддержать растущий спрос в странах Индийского океана и Юго-Восточной Азии.

Кроме того, специалисты указывают на необходимость решения проблемы с дефицитом локомотивов и бригад на железных дорогах. В этом контексте обсуждаются меры, направленные на улучшение работы сети РЖД, такие как введение субсидий для экспорта в западные порты. Однако проблемы с логистикой, особенно на юге страны, где перевозки часто имеют военное направление, остаются актуальными.

Ситуация в угольной отрасли требует комплексного подхода и, вероятно, продолжения диалога между государственными и частными игроками. Пока что решение этих вопросов в большей степени зависит от увеличения финансирования и разработки механизмов, способных снизить издержки и поддержать экспортные поставки угля в условиях международной конкуренции.

Ранее на pronedra.ru писали, что избыток предложения привел к снижению экспортных цен на уголь из России

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *