Маркировка автошин и ее расшифровка с 1 декабря 2019 года ужесточилась
Обязательная маркировка шин разрабатывалась уже два года, а с 1 декабря законодательное ограничение окончательно вступило в силу. Чем оно грозит автовладельцам, продавцам автомобилей и резины, а главное – для чего были введены все изменения?
С 1 декабря 2019 года действует обязательная маркировка на автошинах
Маркировка шин была введена по ходу программы об обязательной сертификации и индивидуальной идентификации некоторых групп товаров. В случае с автомобильными шинами, этот шаг целиком оправдан. Ввоз контрабандной и контрафактной продукции приводит к тому, что автомобилисты, экономя на резине, ездят на небезопасной резине, что приводит к увеличению количества ДТП. При этом иногда клиенты даже не знают о том, что приобрели резину плохого качества.
С апреля 2018 года в результате расширения списка подконтрольных товаров, автомобильные шины были внесены в перечень. На подготовку к проекту отводилось время до декабря 2019 года. В основном она заключалась в выборе системы нанесения и проверки отметок. Не все автомобилисты верят в то, что такой шаг поможет бороться с нелегальным ввозом товара. Больше они видят дополнительную коррупционную составляющую, которая приведет к подорожанию продукции.
Подготовка к цифровой маркировке заняла полтора года. С весны 2019 года было введено несколько плотных проектов, которые помогли увидеть все «подводные камни» в системе, а также разработать наиболее адекватную и удобную схему работы. Окончательно она еще не урегулирована, поэтому дополнения будут после старта проекта.
Как будет проводиться маркировка, ее расшифровка и проверка
Маркировка товара пока будет проводиться в цифровом виде с помощью нанесения на колесо специальных меток, штрихкодов и чипов. Маркировка будет наноситься производителем или импортером. Продавцы, склады занимающиеся продажей обязаны иметь специальные сканеры, которые позволят ее считывать. Производители отнеслись к этой идее с уважением и с поддержкой, а контролирующие организации согласились на разработку методов маркировки. Такой шаг позволит уменьшить поток поддельной продукции. В индивидуальном коде будет указываться:
- производитель;
- технические характеристики;
- условия эксплуатации;
- данные импортера;
- дополнительная информация.
До 1 декабря 2019 года участие в пилотных проектах было добровольным. Участники проходили регистрацию и закупали оборудование. С 1 декабря закон вступает в силу, за продажу немаркированной продукции будут вводиться серьезные административные штрафы. Кроме того, будет производиться безвозвратная конфискация с последующей утилизацией. Возможен возврат продукции, если она лицензированна, но немаркированна производителем (резина была произведена до начала проекта), после уплаты штрафа и нанесения соответствующих маркеров.
Коды будут выдаваться каждой покрышке индивидуальные. После продажи конечному покупателю продавец обязан их уничтожить и убрать из базы. Повторное их использование будет невозможным. Для того чтобы считать и расшифровать специальный код, потребуется специальное оборудование, которым оснастят все проверяющие органы.
Влияние маркировки на стоимость продукции при продаже или перепродаже
Обязательная сертификация и маркировка продукции обычно вызывает у производителя недовольство, но в случае с автошинами производители сами были в группе инициаторов проекта. Известные производители, от «Нокиан» до «Гудиер» и «Пирелли», согласились с тем, что такая идентификация нужна, ведь она поможет избавиться от «серых конкурентов», подделывающих их продукцию и влияющих на репутацию. В случае обнаружения продавца или импортера с немаркированной продукцией, она будет изъята и утилизирована, а на владельца будет наложен серьезный штраф в зависимости от размера партии.
Код-маркировка должен сохраняться до окончательной продажи конечному покупателю. При перепродаже от импортера розничному продавцу или сети, коды просто отображаются в накладных и отчетной документации. Только при продаже покупателю, они будут убираться.