«Маска» — загадочное название в истории Гатчинского парка

20:48, 20 Май, 2021

Портал «Маска» вновь открылся для посетителей в 1975 году: тогда специалисты Гатчинского парка восстановили Березовый домик, разрушенный во время Великой Отечественной войны. Примечательно, что именно «Маска» позволила Дворцовому парку получить новый статус — музея, а не ординарного Парка культуры и отдыха. Не нужно говорить, насколько живее музейные территории финансировались при Союзе.

Появление загадочного портала относят к «павловскому» периоду Гатчинского парка, в 1784-1787 годах, сразу после того, как великий князь Павел Петрович получил территорию в личное пользование. Первая инвентаризация объектов парка, созданная штурманом Крыласовым «Журналъ береговой описи находящимся озерѣ при Гатчинскомъ дворцѣ…», не содержит упоминаний Березового домика.

Зато уже в 1786 году некий Березовый домик описывает в своих мемуарах Франсиско де Миранда. Попав во время прогулки под проливной дождь, он вспоминает, что добежали они до ближайшей хижины, которая снаружи имеет вид сложенных штабелем бревен, но внутри это помещение богато и изящно обставлено. Уже тогда интерьер поражал обилием зеркал, шелком обтянутых диванчиков и узорчатых обоев.

Загадка портала «Маска» связана с фаворитом Екатерины

Историки перерыли все доступные архивные документы, однако так и не приблизились к разгадке портала. Кто построил Березовый домик, до сих пор неизвестно. Поговаривают, что его приказала возвести Екатерина Вторая в будущность свою еще великой княгиней. Первые зафиксированные данные о существовании домика мы узнаем из договора Гатчинской конторы с Мокеем Воробьевым в 1792 году. Подрядчик договорился «против березового домика забить сваи в каналы под дренаж».

История портала «Маска» не обошла ни одного из героев екатерининской эпохи: при Григории Орлове уже существовали постройки «сельского вида», которые позже, возможно, оформились в хорошо известный портал. Вторая половина XVIII века в архитектуре известна как период расцвета рустикального и пасторального стиля. Россия от моды не отставала, и граф Орлов повелел украсить Гатчинский парк пасторальными постройками.

Архивариусы, по словам В. Федоровой, научного сотрудника ГМЗ «Гатчина», нашли некоторые сведения. Летом 1779 года Екатерине II во время прогулки по парку Орлов с супругой представили «некие сельские строения», по бокам которых были устроены две хлебные и одна сенная скирды. Когда скирды неожиданно разошлись, взору самодержицы предстали «полевые залы» с мебелью из таких же снопов.

«Маска» построена после визита графов Северных в Европу

Сложно не заметить, что парки Гатчины и Павловска были украшены пасторальными сооружениями. Одной из версий их многочисленности являются впечатления от загранпоездки великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны в 1781-82 гг. по Европе.

Об имени автора Березового домика ходят легенды. К.П. Белавская (исследовательница творчества художника и садовода Франсуа Виолье) пришла к выводу, что именно француз подал идею павильона в тиши Гатчины. Обнаруженная ею в архиве записка — не что иное, как приложение к ходатайству, которое художник подавал на имя императора Александра I. Мэтр Виолье перечисляет свои работы, и в числе их указано «оформление внутреннего убранства Березового домика в Гатчине».

Сын Екатерины прибыл со своей супругой в Россию в 1780 году и вскоре стал придворным художником Малого двора. Интерьер Старого шале в Павловском парке — его работа. По мнению К.П. Белавской, в портале «Маска» составляющие общего образа, например, узоры на зеркалах, сильно напоминают о Круглом зале «Шале» в Павловске. А шале считается первой работой Виолье-декоратора в России.

В пользу версии Белавской говорит и «Опись Березового домика» 1894 года из архива РГИА, живопись в павильоне причислена к французской школе. Более того, В.К. Макаров (хранитель Гатчинского дворца-музея до 1941 года) в статье «Костер» и «Маска» в Гатчинском дворце тоже склоняется к авторству Виолье, составив подробное описание интерьера домика.

Почему портал в Гатчине назвали «Маска»?

У строения в Гатчине два привычных имени:

  • Березовый домик,
  • портал «Маска».

Оба названия вполне отражают его сущность. И если первое описывает архитектурную составляющую летнего домика, то вторая отражает его сущность — маскировку. Ведь это павильон-сюрприз, разновидность «садовой обманки» (trompe-l’oeil). Подобные художественные забавы были распространены в Европе в век просвещенный.

Входя в домик, попадаете словно в чудесную шкатулку. В забавной поленнице открываются замаскированные окна и дверь, а посетитель, к своему удивлению, оказывается в маленьком, но очаровательном дворцовом зале. В подобного рода рустикальных постройках часто использовался элемент игры, веселой шутки и оптической иллюзии. Ни один парк рококо в Европе не обходился без домика вроде портала «Маска» в Гатчине.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *