Как простая девушка из Майнца стала Папой римским
Католическая Церковь решительно отрицает факт существования «папессы» в своей истории. Однако множественные документы так или иначе подбрасывают очевидные доказательства обратного. Женщина на папском престоле явно существовала, несмотря на то что исторической достоверности такие легенды не получили.
Следы папессы Иоанны различными косвенными доказательствами всплыли впервые в 1276 году. После смерти очередного понтифика Адриана V, его преемник взял имя Иоанн XXI, а по порядковому номеру должен был стать двадцатым — ХХ. Церковь всё переложила на невнимательность переписчиков. Однако католики восприняли это, как доказательство существования папессы Иоанны Двадцатой.
Папесса Иоанна: правда и вымысел
В русском языке многие слова не имеют женского рода, например: понтифик, садовник, священник, римский папа. Для последнего пришлось-таки создать неологизм — папесса, поскольку история Ватикана содержит неудобный момент. Некая девица из германского Майнца сумела воссесть на папский трон, и даже обманывать окружающих целых два года!
Историки Ватикана и католиковеды яростно доказывают, что папесса Иоанна — вымысел. Правда же лежит в многочисленных архивах Священного Престола, которые в девятом веке тщательно сохранялись. Согласно исторической мысли, у неведомой папессы чисто хронологически нет шансов вклиниться в течение событий в Ватикане.
Однако куда интереснее, чем сама история, причины появления этой ушлой девицы.
Как оказалась женщина на папском престоле?
Историограф, занятый вопросом Иоанны ХХ, живет в Германии. Хельмут Хинкель полагает, что речь идет не о досужих россказнях, а об умозрительной штудии. Кстати, штудия — распространенное в Средние века упражнение в логике для студентов тех времён. Например, им предлагалось доказать, что черное — это не белое, что добро не может породить зло. А потом приводились обратные доказательства. Среди подобных казусных задач мог фигурировать и тезис, что папой может быть не только мужчина.
По мнению Хинкеля, кто-то из студентов блестяще доказал последнюю задачу. Настолько мастерски, что доказательство записали для потомков. Оно-то и попало в архивы. Попутно историю выдумал монах из ордена доминиканцев Мартин фон Троппау уже в 1277 году. Он корректно указал на ее сомнительность, но слух был настолько невероятным, что разошелся по Европе, как лесной пожар.
Подхватив легенду, испанцы, французы и голландцы пересказывали ее много раз. Иоанну переименовывали не единожды, а потом даже дворец ей «придумали». Шутки шутками, но, спустя два века, гиды Рима бойко показывали туристам палаццо, в котором обреталась единственная женщина в ранге папы римского.
Скульптуру даже создали, она изображает папессу Иоанну в тиаре. Но, вероятнее всего, это была одна из античных статуй, которые и сегодня хранятся в Ватикане. На беду католиков, слух дошёл и до некоего монаха по имени Мартин Лютер.
Легенда о женщине-папе зажила собственной жизнью
Этот монах из глубинки и нищенствующего ордена воспринял историю про папессу, как веское доказательство «дьявольского происхождения» власти первосвященника Рима. Город этот богатый, погрязший в разврате, Лютер ненавидел всеми фибрами. Так что история про папессу стала одним из двигателей реформации. История полна подобных казусов и легенд, прочно вошедших в обиход.
Важно помнить, что никакой папессы в истории Ватикана не было. А, читая художественную литературу «по мотивам» неких событий из прошлого, не следует верить авторам. Они вовсе не претендуют на историческую подлинность. Это просто чтиво, в последнее время неуклонно снижающегося качества. Пусть «папесса» остается частью легенды и живой человеческой фантазии. К истории этот персонаж не имеет никакого отношения.