Мировой экспорт нефти в 2024 году сократился на фоне очередной перестройки маршрутов
В 2024 г. объем мирового экспорта нефти снизился на 2%, что стало первым падением с момента пандемии COVID-19. Согласно данным отслеживания перевозок, это связано с ослаблением роста спроса, а также изменениями в работе НПЗ и транспортной инфраструктуры, что привело к перераспределению торговых маршрутов, сообщает Reuters.
Нефть меняет маршруты
Текущие геополитические конфликты существенно влияют на мировой нефтяной рынок. Танкерные перевозки были переориентированы, а поставщики и покупатели разделились на региональные группы. Экспорт ближневосточной нефти в Европу сократился, а поставки из США и стран Южной Америки в Европу увеличились. В то же время российская нефть, ранее направлявшаяся в Европу, теперь в основном идет в Индию и Китай.
Читайте по теме: Новые санкции: от США ожидают ограничений против танкеров, перевозящих российскую нефть
Эти изменения усилились на фоне закрытия НПЗ в Европе и продолжающихся атак на судоходство в Красном море. По данным аналитической компании Kpler, экспорт ближневосточной нефти в Европу в 2024 году снизился на 22%.
«Изменение маршрутов поставок создает оппортунистические альянсы, — отметил энергетический консультант и бывший трейдер нефти Ади Имсирович. Он подчеркнул, что укрепление связей между Россией, Индией, Китаем и Ираном существенно меняет структуру мировой торговли нефтью. — Нефть больше не движется по маршрутам с наименьшими затратами. Это приводит к ужесточению ситуации на рынке судоходства, что увеличивает расходы на перевозку и снижает маржу нефтепереработки».
Кто выиграл от изменений в логистике нефти
Среди победителей в сложившейся ситуации оказались США благодаря росту добычи сланцевой нефти. Страна экспортирует около 4 млн баррелей в сутки, что позволило ей занять 9,5% мирового нефтяного рынка, уступая только Саудовской Аравии и России.
На изменения в торговых маршрутах также повлияли запуск крупнейшего НПЗ Dangote в Нигерии, расширение канадского трубопровода Trans Mountain, снижение добычи нефти в Мексике, временная приостановка экспорта нефти из Ливии и увеличение объемов поставок из Гайаны.
Эксперты прогнозируют, что в 2025 году поставщики продолжат сталкиваться с падением спроса на топливо в крупнейших странах-потребителях, таких как Китай. Кроме того, многие страны будут использовать меньше нефти и больше газа, а возобновляемая энергия продолжит набирать популярность.
«Такая неопределенность и волатильность стали новой нормой. 2019 год был последним ‘нормальным’ годом,» — отметил Эрик Брукхейзен, управляющий исследовательским направлением в брокерской компании Poten & Partners.
Прогнозы для нефтяного рынка
Изменения в прогнозах спроса на нефть поставили под сомнение долгосрочные предположения о стабильном росте, заявил Брукхейзен.
«Раньше всегда можно было утверждать, что долгосрочный спрос будет расти, и это решало множество проблем со временем. Теперь это больше не является гарантией», — отметил он, указывая на ослабление спроса в Китае и Европе.
В Китае импорт нефти сократился примерно на 3% за прошедший год из-за роста популярности электрических и гибридных автомобилей, а также увеличения использования сжиженного природного газа в грузоперевозках. В Европе уменьшение перерабатывающих мощностей и правительственные меры по сокращению углеродных выбросов привели к снижению импорта нефти примерно на 1%.
Расширение канадского трубопровода Trans Mountain увеличило экспорт нефти через Тихоокеанское побережье до рекордных 550 000 б/с в 2024 году. Это повлияло на рынок: с ростом поставок канадской нефти на западное побережье США местные заводы сократили закупки сырья из Саудовской Аравии и Латинской Америки. Прямые поставки канадской нефти в Азию также снизили объемы реэкспорта нефти с побережья Мексиканского залива.
Хотя основным покупателем канадской нефти остается Китай, поставки также направляются в Индию, Японию, Южную Корею и Бруней. Эксперты прогнозируют, что интерес азиатских переработчиков к канадской нефти продолжит расти.
Аналитики предупреждают, что предложенный Трампом тариф в 25% на нефть из Канады и Мексики, являющихся крупнейшими поставщиками нефти в США, может значительно изменить торговые потоки в 2025 году.
Ранее на pronedra.ru писали про новую угрозу поставкам нефти: основные порты могут быть подтоплены из-за поднятия уровня моря