Могут ли власти Эстонии расширить контроль в прилежащей зоне: реакция Кремля
Вчера, 23 января 2023 года стало известно о том, что Эстония готова изменить правила судоходства в Балтийском море. Эта страна якобы хотела расширить контроль в Финском заливе, что может усложнить российское судоходство. О том, реален ли такой сценарий, сообщает издание «Коммерсантъ».
Конфликт с Эстонией: что произошло
Началось все с того, что Эстония заявила о своей готовности передать все свои 155-миллиметровые гаубицы Украине. После этого Российская Федерация вернула своего посла из Эстонии, затем произошел обратный процесс, Эстония вернула своего посла из России.
Позже в Сети появилась информация о том, что Эстония хочет усложнить российское судоходство в Балтийском море. Таллин прорабатывает введение в морском пространстве «прилежащей зоны». В ее рамках местные спецслужбы и надзорные органы смогут досматривать суда, если подозревают, что они нарушают законодательство страны или антироссийские санкции. Власти будут организовывать проверки на расстоянии до двадцати четырех морских миль (около сорока километров) от линии территориальных вод.
Может ли Эстония закрыть Финский залив для россиян
Согласно конвенции ООН, у Эстонии есть право расширять контроль в Финском заливе в рамках прилежащей зоны. То, что Таллин до сих пор не делал, было своеобразным жестом доброй воли. По словам заведующего кафедрой мирового права МГИМО Александра Вылегжанина, в прилежащей зоне прибрежное государство осуществляет только контроль. Однако только тот, что необходим для предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных законов. Перекрыть проход судов прилежащая зона не может. Международное законодательство предусматривает право мирного прохода через территориальное море, и оно действует даже для военных кораблей.
Это не значит, что количество возможных проверок не может увеличиться в разы, а они будут отнимать время. Простой в первую очередь отразится на Калининградской области. Эксперты говорят, что сейчас большинство товаров регион получает именно морским путем. Краткосрочные задержки на местную экономику не повлияют, но логистика вырастет в цене. «Если речь идет о сроке в один-три дня, то это, конечно, плохо, но не смертельно. У нас уже логистика увеличилась в разы по сравнению с тем, что было год назад. Если раньше в какие-то регионы грузы доставлялись за семь дней, то сейчас они могут идти и две, и три недели. Так что здесь изменения некритичны. Вместе с тем это означает дополнительную потребность в оборотных средствах, чтобы все это профинансировать», — говорят эксперты.
В России считают, что действия Эстонии не сильно изменят ситуацию. Некоторые юристы говорят о том, что Эстония не может закрыть пролив.
Реакция Кремля на требования Эстонии
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков, комментируя идею Эстонии о закрытии судоходства для страны в Финском заливе, напомнил о морском праве.
«Есть международное морское право, нужно исходить из этого», — заявил Песков, отметив, что оно обеспечивает свободу судоходства.