МВФ выделил России 17,5 млрд долларов США
Российская Федерация получила от Международного валютного фонда 18 млрд долларов США. Эксперты рассказали, как Москва сможет потратить их, и что это дает рядовым россиянам.
Зачем России миллиарды МВФ
В понедельник вступило в силу антикризисное распределение специальных прав заимствования (456 млрд SDR) от Международного валютного фонда. Речь идет о сумме, эквивалентной $650 млрд. Россия получила $17,48 млрд.
Предложения выпустить дополнительные SDR в объеме не менее $500 млрд впервые прозвучали весной 2020 года, на пике первой волны пандемии COVID-19. Директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева назвала состоявшееся распределение «прививкой для мировой экономики во время беспрецедентного кризиса». Выделение средств должно помочь странам восстановиться после пандемии, повысив ликвидность международных резервов. Около $275 млрд из новых резервов получили развивающиеся страны, в том числе $25 млрд выделено государствам СНГ и Грузии.
Допэмиссия SDR распределена пропорционально квотам стран в МВФ — по сути, их долям в капитале фонда. Самая большая квота у США — 17,4%, у России — 2,71%. Размер определяется исходя из формулы, учитывающей ВВП страны, показатели платежного баланса и уровень международных резервов. Страны в МВФ ведут постоянную дискуссию о более справедливом распределении квот, отражающем реальный сравнительный вес экономик.
На что Россия потратит деньги МВФ
МВФ выделил России миллиарды американских долларов. Правда, просто потратить их нельзя.
SDR на сумму $17,48 млрд поступают в распоряжение «политически нейтрального» института (Банк России). Однако это достаточно «политизированный» вопрос, поскольку речь идет о возможном канале помощи другим странам — такое решение могут принять власти страны, указала Донец. «Такой практики раньше не было, поэтому сложно сказать, в чьей компетенции находятся такие решения», — добавила она.
По оценкам экспертов, у РФ потенциально три сценария использования SDR. Базовый — Банк России добавит их к своим международным резервам, составляющим около $594 млрд. Из них на SDR до нынешнего распределения приходилось около $7 млрд, следует из данных ЦБ. Еще один вариант — Москва присоединится к инициативе международного сообщества о добровольном перераспределении SDR от более богатых стран в пользу бедных.
«России дополнительные резервы объективно не нужны, а участие в многосторонней программе помощи бедным странам может быть выгодно с точки зрения международного позиционирования», — полагает главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ.
У такого перераспределения может быть целевое назначение — например, на вакцину от коронавируса для государств третьего мира, считает профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов.
Кроме того, Россия может предоставить SDR для поддержки находящейся под санкциями Белоруссии (в долг или безвозмездно), или твердую валюту в обмен на полученные Минском SDR. Второй вариант более вероятен, считает Донец. По ее оценкам, передача российских SDR для увеличения белорусских резервов «сопряжена с политическими и репутационными издержками», хотя технических помех для нее нет.
«Москве нужно оценить степень безопасности такой компоненты валютных резервов, как SDR. Вероятно, риск санкций по внутренней валюте МВФ ниже, чем по долларам и евро, поэтому теоретически Россия может вступить в такую сделку с Белоруссией», — полагает Катасонов.