На фоне топливного кризиса Казахстан стал закупать дизель в РФ

12:10, 30 Окт, 2021
Анна Федорова

Энергетический кризис постепенно захватывает весь мир. С прямыми или косвенными проблемами уже столкнулись, пожалуй, большинство стран мира. В Казахстане тоже возник дисбаланс в топливно-энергетическом секторе. Власти срочно начали закупать дизель. Поставщиком топлива стала Российская Федерация.

Казахстан столкнулся с топливным кризисом. Обстановка ухудшалась постепенно и сейчас уже достигла пика. Причин, по которым возник дисбаланс в топливно-энергетическом секторе, несколько. В первую очередь, провокационным фактором стала плановая приостановка работы Павлодарского нефтехимического завода для проведения ежегодного ремонта. Заметим, что это предприятие является одним из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий Казахстана. Завод технологически ориентирован на переработку западносибирской нефти. Во время планового ремонта имеющийся запас дизеля и ГСМ поставлялся на рынок в недостаточной степени, а новое топливо, не производилось.

Пришлось досрочно прекращать ремонт из-за возникшей необходимости в поддержании баланса на внутреннем рынке дизтоплива, в том числе с учетом того спроса, который формируют сельскохозяйственные товаропроизводители. Учитывая, что в Казахстане работает всего три крупных нефтеперерабатывающих завода, — Атырауский, Шымкентский и Павлодарский, закрытие одного из них оказывает влияние на предложение на рынке топлива, но раньше удавалось выравнивать дисбаланс.

Сейчас же к критическому ухудшению ситуации привело то, что к ремонту прибавился и другой фактор — падение цен на топливо в Казахстане. На данный момент цена нефтепродуктов на территории Казахстана является наиболее низкой в Евразийском экономическом союзе, по этой причине производители заметно увеличили экспорт нефтепродуктов за рубеж. В результате предложение на отечественном рынке сократилось еще больше, но при этом нормы потребления остались на прежнем уровне.

Заметим, что даже при их одновременной работе в полную силу существующие мощности трех нефтехимических (перерабатывающих) заводов не дают возможностей для производства достаточного количества горюче-смазочных материалов для внутреннего потребления, уже не говоря об избытке, который можно было бы продавать соседним странам.

В условиях топливного кризиса властям Казахстана пришлось принимать срочные меры для урегулирования ситуации. В первую очередь, был наложен запрет на вывоз нефтепродуктов. Производителям пока пришлось прекратить экспорт. Кроме этого руководство государства начало импортировать дизельное топливо из Российской Федерации, чтобы пополнить запасы и сбалансировать спрос и предложение на рынке. Казахстан закупил более 150000 тонн дизельного топлива. По предварительным подсчетам этого количества должно хватить для преодоления образовавшегося кризиса.

Кроме этого, как уже сообщалось выше, республиканские власти решили досрочно завершить ремонт на нефтеперерабатывающем заводе. Изначально планировалось, что предприятие начнет работу с 9 ноября, но в сложившихся условиях выпуск топлива стартует уже с первого ноября. Также, чтобы не усугублять и без того непростую ситуацию, было принято решение о переносе ремонта Атырауского нефтеперерабатывающего завода на следующий год. Совокупность мер, принятых правящей верхушкой Казахстана, в скором времени должна дать положительный эффект.

Тем временем, крупнейший авиаперевозчик казахстанских пассажиров — компания SCAT Airlines — серьезно обеспокоен сложившейся ситуацией и сообщает о серьезном дефиците топлива в крупнейших аэропортах страны. В соответствии с официальными данными компании, запасов хватит всего на 2-4 дня.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *