На какую компенсацию может рассчитывать пассажир при отмене или задержке рейса

11:36, 22 Май, 2023
Владислав Висл
Авиакомпании
Источник фото: biletik.aero

Никто не может быть застрахован от задержки или отмены рейсов, будь то пассажиры низкобюджетных авиакомпаний или премиальных авиалиний. Однако многие пассажиры не осведомлены о своих правах и не знают, какие услуги и компенсации они могут требовать у авиаперевозчика, и как их получить. В данной статье представлена небольшая справка для пассажиров, которые столкнулись с задержкой или отменой рейса, — сообщает «ВПраве».

Возможность возврата билета в случае задержки или отмены рейса

Когда авиакомпания заранее знает о задержке или отмене рейса, пассажиру обычно предлагаются несколько вариантов действий на выбор:

  1. Согласиться на измененное время вылета своего рейса.
  2. Перелететь другим рейсом без дополнительных платежей.
  3. Отказаться от перелета и получить возврат денег за билет, если предложенные альтернативные рейсы не устраивают.

Как сообщает pronedra.ru, пассажир имеет полное право на возврат стоимости билета (в соответствии с пунктом 2 статьи 108 Воздушного кодекса) и получение компенсации, которая включает:

  1. Полную сумму, уплаченную за перевозку.
  2. Все сборы, включая плату за оформление билета, топливный сбор и т.д.
  3. Стоимость неоказанных дополнительных услуг, предусмотренных для повышения комфорта и прочее.

Отказ от билета в данном случае рассматривается как вынужденная ситуация и позволяет пассажиру вернуть деньги даже при применении невозвратного тарифа (согласно статье 227 ФАП). Если пассажир успел воспользоваться бесплатными услугами в аэропорту, был накормлен и его багаж был принят на хранение, но затем он все же решил вернуть билеты, то компенсировать авиакомпании издержки он не обязан.

Как и почему летают самолеты?

Возврат билета на внутренний российский рейс можно оформить независимо от длительности задержки. Однако обычно билеты возвращаются, если вылет задерживается на 2-3 часа. В Европе возврат билета возможен только при отмене рейса, продолжительность которой составляет 5 часов или более (согласно статье 6 Регламента ЕС). В США и Азии отсутствуют единые правила, и процедура возврата определяется каждым перевозчиком отдельно.

Следует учитывать, что возврат стоимости билета авиакомпанией не освобождает ее от обязанности выплаты неустойки и штрафов (например, согласно решению Благовещенского городского суда по делу № 2-4871/2020).

Какие компенсации предусмотрены для пассажиров в случае задержки рейса в России

Фотообои "Самолет летит над океаном на закате" - Арт. 230078 | Купить в интернет-магазине Уютная стена

Пассажиры, столкнувшиеся с задержкой рейса, имеют право на компенсацию возникших неудобств в соответствии с пунктом 2 статьи 108 Воздушного кодекса. Вот какие компенсации положены пассажирам:

  1. Право на возмещение убытков. Пассажир имеет право требовать от перевозчика возмещения убытков, которые возникли в результате задержки рейса. Например, если из-за задержки пассажиру пришлось отменить экскурсию, опоздать на поезд или стыковочный рейс, а также понести дополнительные расходы на такси или проживание в гостинице и другие подобные расходы (ссылаясь на пункт 2 статьи 13 Закона о защите прав потребителей).
  2. Право на неустойку за опоздание. Моральный ущерб, вызванный ожиданием, оценивается в 3% от стоимости билета за каждый час задержки, но не превышает стоимость самого билета. Например, если рейс задерживается на 5 часов, компенсация составит 15% от стоимости билета. Если билет стоит 10 000 рублей, компенсация будет составлять 1500 рублей.
  3. Право на взыскание штрафа с перевозчика за просрочку доставки пассажира. За каждый час просрочки задержки устанавливается штраф в размере 25% от минимального размера оплаты труда (МРОТ), который составляет 100 рублей согласно статье 5 Федерального закона № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Таким образом, перевозчик должен заплатить 25 рублей за каждый час задержки. Максимальная сумма компенсации ограничена 50% стоимости билета. Обычно суды отказываются взыскивать с авиакомпании неустойку одновременно со штрафом.
  4. Право на возмещение морального ущерба. Пассажир имеет право на компенсацию морального ущерба (на основании статьи 15 Закона о защите прав потребителей). Размер компенсации морального ущерба не имеет фиксированной ставки и определяется судом с учетом представленных пассажиром доказательств, таких как ухудшение здоровья, действия авиакомпании по снижению негативных последствий задержки и других соответствующих обстоятельств.
  5. Право на дополнительные компенсации. В случае, если перевозчик предусмотрел дополнительные компенсации, пассажиры также имеют право на их получение (в соответствии с пунктом 123 Воздушного кодекса).
Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *