Неизвестные факты о «Карпатии» — судне, спасавшем пассажиров «Титаника»
Доблесть команды «Карпатии» вошла в историю пассажирского флота, однако общественности до сих пор мало что известно об этом корабле. В связи с очередной годовщиной гигантской катастрофы на водах, исследователи привлекли внимание к экипажу и личному составу судна Его Величества Великобритании RMS Carpathia. В конце концов, «Карпатия» — корабль, спасший пассажиров «Титаника», тоже имеет свою славную историю.
Примечательно, что в 1912 году уже на многих судах имелось оборудование для беспроводной связи. Вайфай образца прошлого века быстро разнес весть о том, что «Титаник» терпит бедствие, однако RMS Carpathia было ближе всех. Капитану судна, идущего на помощь, нужно было в считанные минуты спланировать небывалую по своим масштабам спасательную операцию. И он справился, отважный капитан Рострон.
Кто был капитан «Карпатии»?
К моменту катастрофы (1912 год) капитан Рострон был уже морским волком: наличествовало не только образование, но и житейский опыт. Это спасло не одну жизнь, ведь после службы на разного рода судах (от барок ижелезных клиперов до огромных пассажирских лайнеров) Рострон применил всё, что он знает.
В компанию Cunard Line его пригласили в 1895 году, а командование «Карпатией» Рострон принял десять лет спустя. Действия британского капитана при катастрофе Титаника вызвали восхищение у всех, а Конгресс наградил Рострона золотой медалью. В 1919 году коммодор Рострон был удостоен Ордена Британской империи, а в 1926 году стал рыцарем Ордена Британской империи.
Капитан Ростон был не чужд предрассудков
При всех своих профессиональных заслугах капитан Рострон не стеснялся своего увлечения криптозоологией — наукой, изучавшей мифические морские существа. Просвещенный морской офицер искренне верил в то, что в водной пучине обитает морской змей. В свои мемуарах «Дом на море» он даже описал случай, когда встретил чудо-змея лично — у берегов Ирландии.
Как же будущий сэр Артур тогда опечалился — под рукой не нашлось ни одной фотокамеры. В попытке зарисовать морское чудище Рострон потерпел неудачу: «Мне не удалось чётко рассмотреть морского змея, но мы были достаточно близко, чтобы понять, что его голова поднимается примерно на три метра над водой, а шея была очень тонкой».
На протяжении всей жизни Рострон уверял, что морской змей есть, тем более что личные зоологические убеждения талантливому морскому офицеру никак не мешали делать карьеру.
Спасение «Титаника» — образец идеальной спасательной операции
Даже сегодняшние специалисты МЧС отмечают удивительную слаженность действий команды «Карпатии» — благодаря бортовым журналам, спасательная операция записана с точностью до минут. Каждый отдаваемый Ростроном приказ имел целью добраться до места кораблекрушения как можно быстрее. По ходу капитан тщательно готовил свой корабль к приёму выживших и оказанию им необходимой помощи.
Если максимальной скоростью «Карпатии» было 14,5 узлов, то цейтнот заставил судно мчаться на скорости 17 узлов! Для этого мудрый капитан приказал ослабить обогрев корабля — двигателям в те важные минуты топливо было нужнее. Но для огромной Карпатии такая скорость могла стать роковой, признавал сам Рострон позже.
Удивительной точности маневрирование и грамотная организация труда команды позволила Рострону ускорить спасение утопающих с «Титаника». Капитан приказал:
- спустить спасательные шлюпки своего корабля на случай, если они понадобятся,
- наделить каждого из трёх врачей своим участком для оказания медпомощи,
- наблюдать за обустройством мест на корабле, где спасенные будут отогреваться и отсыпаться,
- установить держатели для стульев и другие приспособления для подъёма на борт детей и раненых.
Когда «Карпатия» находилась на пути в Нью-Йорк с 705 спасёнными, был сформирован комитет по сбору средств для премирования экипажа. Позже каждый моряк с легендарного судна будет награжден памятной медалью от благодарных спасенных.
«Карпатия» трагически погибла от немецких торпед
После небывалой удачной спасательной операции «Карпатия» еще 12 лет провела в море. В 1914 году славный корабль был реквизирован британским правительством — началась Первая мировая, и многие пассажирские суда конвертировали в военные.
Как сообщают архивы ВМФ Британии, 17 июля 1918 года «Карпатия» была частью конвоя, шедшего в Бостон. Нападение вражеских немецких войск и торпедирование завершили славную историю судна. Правда, все 57 пассажиров корабля спаслись в спасательных шлюпках.
Лишь пятеро из 223 членов экипажа погибли непосредственно от удара трёх торпед, однако сам корабль ушел на дно, где провел 82 года. Современные технологии позволили обнаружить останки корабля недалеко от ирландского берега. Удивительно, но ни время, ни воды оказались не властны над легендарной «Карпатией»: исследователи обнаружили на борту полный порядок. Пострадал лишь корпус корабля — он был пробит ударами немецких торпед.