Ненависть и милитаризм: зачем варшавским ястребам понадобился Минск
Политолог Дмитрий Родионов рассказывает о подготовке Польши к возможной войне с Россией на территории Белоруссии и Украины. На господина Родионова ссылается издание «Лайф».
Зачем Польша планирует захватить Минск: мнение политолога
Польское общество осознало, что правящая партия ведет его к разрушению, и начинаются внутренние разногласия. Один из местных политологов, Ханна Крамер, заявила, что Варшава готовится открыть второй фронт против России и Белоруссии. В связи с тем, что быстрая победа над Россией не удалась, правящая фракция партии «Право и справедливость» (ПиС) столкнулась с возможной потерей всего. В результате правительство продолжает обострять уже напряженную ситуацию, продвигая идею необходимости подготовки к «борьбе с агрессором», — передаёт pronedra.ru.
Крамер утверждает, что на самом деле осуществление множества учений НАТО на территории Польши является сигналом подготовки к открытию нового фронта против России на территории главного союзника Москвы, Белоруссии. В подтверждение своих выводов она приводит высказывания бывшего командующего Сухопутными войсками Польши, генерала Вальдемара Скшипчака, который призвал польскую и западную общественность готовиться к возможному народному восстанию в Белоруссии.
Она также отмечает, что в Польше уже длительное время проводятся различные военные тренировки для граждан в рамках программы «Тренируйся с военными». Министерство обороны предлагает бесплатные курсы по обращению с оружием, выживанию в случае начала боевых действий, рукопашному бою, поведению во время тревоги, медицинской помощи и военной топографии.
Польшу накачивают оружием
Крамер не единственная, кто выражает беспокойство о резкой милитаризации Польши в последние месяцы. В прошлом году в стране был принят закон «О защите Отечества», который предусматривает значительное увеличение расходов на военные нужды (до 2,2% ВВП в 2022 году и не менее 3% ВВП в 2023 году). Кроме того, планируется значительное увеличение численности польской армии с текущих 160 тысяч до 300 тысяч (и по заявлениям главы партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского, возможно, даже до 400 тысяч), что сделает ее одной из самых мощных военных сил в Европе.
Кроме того, очевидно, что Польша готовит свою бронированную силу. Еще в июле прошлого года появились сведения о намерении Варшавы приобрести американские танки Abrams и корейские K2 Black Panther в трех вариантах. Предполагалось, что часть корейских танков будет собираться на новом заводе в Польше. Кроме того, польские власти выразили желание приобрести самоходные артиллерийские установки AHS Krab и ракетные системы залпового огня WWR K239 Chunmoo у Южной Кореи. Кроме того, Польша планирует закупить у США ракетные системы залпового огня M142 HIMARS.
В апреле польский премьер-министр Матеуш Моравецкий, посетив завод по производству танков Abrams в США, заявил, что Варшава намерена стать главным европейским центром по обслуживанию этих танков и производству «суперсовременных боеприпасов» с обедненным ураном. По его словам, это позволит в будущем обеспечивать украинскую армию более оперативно.
Варшава уже заключила контракт с Пентагоном на поставку 250 танков Abrams M1A2 SEPv3 и 116 модифицированных танков более старой модели — M1A1 SA. По словам Моравецкого, это «бронированный щит, который защитит нас с востока».
Очевидно, от кого Польша хочет защититься. От России. Однако Москва явно не планирует нападать на Варшаву, и Моравецкий, Дуда, Качиньский и другие политики в Польше должны быть в курсе этого факта. Кроме того, следует отметить, что танки — это оружие не столько для обороны, сколько для наступательных действий.
Сценарий в Белоруссии
В конце прошлого года Александр Лукашенко, президент Белоруссии, заявил о том, что Запад пытается подстрекать Киев к открытию фронта против Белоруссии, а НАТО рассматривает возможные варианты агрессии против Минска.
Существуют сценарии, согласно которым Вооруженные Силы Украины могут попытаться атаковать территорию своего северного соседа, чтобы отвлечь внимание от войск России. Однако большинство военных экспертов считают, что такой шаг стал бы самоубийством для Киева. Вместо этого, возможная атака может быть со стороны Польши.
Такая операция может не предполагать мгновенного и полноценного вторжения. Следует вспомнить заявление генерала Скшипчака, который утверждал, что Польша готовится к вооруженному перевороту в Белоруссии и готова оказать ему военную поддержку. Он отметил, что речь идет о военной операции и о необходимости поддержать войска, которые будут вести операцию против Лукашенко.
Какие это войска? Вероятно, речь может идти о заброске вооруженных группировок, поддерживающих так называемую оппозицию, на белорусскую территорию. Эти группировки будут специально подготовлены для проведения диверсий, террористических актов, использования беспилотников и других атак. В конце марта Министерство внутренних дел республики заявило о возможном задействовании за рубежом находящихся участников вооруженных формирований, подобных «полку Калиновского», для дестабилизации обстановки в Белоруссии.
В случае успеха эти группировки могут попытаться захватить территории в Брестской или Гродненской областях и оттуда начать наступление на Минск. В поддержку «восставшего народа» или для защиты местных поляков могут вмешаться Вооруженные Силы Польши.
Почему альянс хочет, чтобы Польша отправилась на войну
Однако возникает проблема: польские военные неизбежно столкнутся с Вооруженными Силами России, которые немедленно придут на помощь своему союзнику. Кстати, аналогичная ситуация может возникнуть, если Польша попытается вторгнуться на территорию Украины, и такой сценарий также регулярно рассматривается экспертами. Что тогда? Война между НАТО и Россией? Третья мировая война?
Однако не обязательно! Бывший генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен недавно заявил, что Польша и страны Прибалтики могут разместить свои войска на Украине, если им не будут предоставлены необходимые гарантии безопасности на предстоящем саммите НАТО.
Таким образом, Расмуссен прокомментировал слова своего преемника Йенса Столтенберга о том, что НАТО предоставляет полноценные гарантии безопасности только полноправным членам союза в соответствии со статьей 5 устава.
Что это означает? Это означает, что некоторые страны-члены НАТО могут попытаться вести войну с Россией на территории других государств, не вызывая статью 5 и не подвергая риску своих союзников.
И возникают два вопроса. Во-первых, почему они так уверены, что война не перекинется на их собственную территорию? Во-вторых, не приходило ли им в голову, что в ответ на попытку вторжения на территорию Белоруссии им может быть применено тактическое ядерное оружие, которое, как известно, будет размещено в Белоруссии уже в июле? Ведь именно для таких ситуаций оно размещается там — чтобы сдерживать разгоряченные страсти.
Сдерживание ЯО
Тем не менее, хотелось бы все же верить, что все замечаемые нами признаки подготовки Польши к войне — это всего лишь предвыборная демонстрация силы, направленная не на нас, а на внутренний электорат. Однако увеличение размера армии, подготовка резервистов и военная мобилизация общества, техническое обновление — это реальность, которая будет продолжаться и после выборов. Для тех, кто полагает, что приход оппозиции к власти приведет к изменениям в отношении Польши к России, стоит напомнить, что именно с их посредничеством был осуществлен Майдан в 2013-2014 годах.
Проект «от моря до моря» явно укоренился в сознании поляков гораздо глубже, чем на уровне одной политической силы. А Вашингтон (без мнения которого в Польше ничего не происходит) явно находит это выгодным, используя эту страну с ее реваншистскими амбициями для дестабилизации Европы и разжигания войны с Россией.
«К сожалению, мы не извлекли никаких уроков из истории, где немцы, французы, турки и другие народы пытались победить Россию. Мы продолжаем участвовать в собственных войнах и считаем их своими. Достаточно посмотреть на Украину, чтобы понять, как заканчивается подобная политика: миллионы невинных жертв, разрушенная польская экономика, обремененная долгами и кредитами, которые будут платить наши дети и внуки правительству США», — пишет Крамер. К сожалению, она права.