Нововведения в сфере ЖКХ: как будут управлять многоквартирными домами
В российской системе управления многоквартирным жилым фондом намечены значительные изменения. Планы подтверждаются докладом комитета Госдумы по ЖКХ и строительству, направленным в профильное министерство. Основная цель – внедрение системы, позволяющей лучше отслеживать техническое состояние зданий и решать связанные с многоквартирными домами вопросы, сообщает издание «Известия».
Управлять домами по-новому
Министерство строительства активно работает над разработкой новых стандартов управления. Их цель – сделать регулирование работы управляющих компаний более эффективным и прозрачным. Важными аспектами обсуждения являются требования к квалификации персонала и материально-техническому оснащению УК, которые будут закреплены на уровне лицензий.
Депутаты Госдумы предложили 3 возможных сценария для модернизации системы управления многоквартирными домами. Первый предполагает сохранение существующей системы лицензирования с её модернизацией и ужесточением лицензионных требований, а также перераспределением полномочий между государственными органами.
Второй включает переход к обязательному саморегулированию деятельности управляющих компаний, с передачей части надзорных полномочий Национальному объединению и региональным саморегулируемым организациям, отмечают журналисты pronedra.ru. Он также предусматривает введение неконкурентного принципа управления в каждом регионе.
Третий сценарий предлагает создание региональных операторов для управления жилым фондом, что включает передачу функций управления государству и упразднение управляющих организаций. В этом случае планируется создание эксплуатирующих организаций, аккредитуемых у регионального оператора.
Эти предложения находятся в стадии обсуждения и требуют дальнейшей проработки, чтобы обеспечить их успешную реализацию и соответствие современным требованиям и вызовам в сфере управления многоквартирными домами.
Власти о решениях по многоквартирным домам
Долгосрочные проблемы в сфере ЖКХ требуют комплексного подхода, который не может быть решен исключительно административными мерами. Эксперты акцентируют внимание на нарастающую задолженность. По консервативным оценкам она уже достигла 1 трлн рублей. Половина этой суммы связана с долгами УК, и реальный объем недоимки может приближаться к 1,5 трлн рублей. Значительная часть этих долгов, вероятно, останется непогашенной, а лишь один из 10 жильцов имеет положительный опыт взаимодействия с управляющими компаниями.
По информации, полученной от источника «Известий» в Федеральном Собрании, одним из наиболее обсуждаемых сценариев реформирования управления многоквартирными домами является прогрессивный подход, поддерживаемый Советом ЖКХ. Этот вариант предполагает передачу контроля за деятельностью управляющих компаний от государственных органов к саморегулируемой организации (СРО).
Основным преимуществом данного сценария считается возможность СРО самостоятельно устанавливать стандарты и правила работы, контролировать соблюдение этих требований и исключать недобросовестных участников с рынка. Лицензирование в его нынешнем виде утратило свою эффективность, считают эксперты. Лицензионный контроль часто ограничивается наложением штрафов на управляющие организации, что не всегда способствует улучшению качества управления и состояния зданий.