Новый БАМ – «ЭЛСИ» замахнулась на стройку века
Байкало-Амурская магистраль стала одной из самых масштабных строек времен СССР. Современным аналогом можно считать Тихоокеанскую железную дорогу «ЭЛСИ». Угольная компания сталкивается с серьезными вызовами, как в прошлом строители БАМа. О реализации проекта пишет журнал «Глобус».
Собственная железная дорога для доставки угля
«ЭЛСИ» осваивает Эльгинское месторождение. Объект содержит крупнейшие в России запасы коксующегося угля. Традиционно топливо поставлялось в Азиатко-Тихоокеанский регион. Но на фоне геополитического конфликта и изменения логистики возник дефицит транспортных мощностей. Загрузка Восточного полигона не дает «ЭЛСИ» пользоваться преимуществом близости к Владивостоку и конечному потребителю в АТР.
ТЖД станет для компании альтернативным каналом поставок. Дорога пройдет к мысу Манорский в Охотском море (Удская губа) через Якутию и Хабаровский край. С учетом всех разъездов, ее длина составит 626 км. Проект увеличит общую протяженность железнодорожных путей «ЭЛСИ» примерно в 2 раза, сообщают журналисты pronedra.ru. Ежедневно по ТЖД смогут ходить 18 пар грузовых поездов.
Конечным пунктом дороги станет «Порт Эльга». Терминал сможет ежегодно принимать около 30 млн т угля. Первая очередь проекта рассчитана на прием судов с максимальным дедвейтом 55 000 т.
Вызовы и продвижение проекта ТЖД
Проект мало уступает БАМу по сложности. Работы ведутся в суровых условиях севера, где температуры могут опускаться до -55 — -65℃. Земля при этом промерзает на глубину до 2,5 км.
Крупные населенные пункты рядом с прокладываемой трассой отсутствуют. Работников приходится доставлять вертолетами. Материалы подвозятся морем в короткое «судоходное окно». Но, несмотря на сложности, проект продвигается. «ЭЛСИ» планирует завершить ТЖД в 2026 году. Источники не исключают, что работы будут вестись с опережением по «советскому примеру».
На объекте, в моменте, присутствует до 2 000 человек и около 550 единиц техники. Всего в проекте участвует 4 000 специалистов, работающих вахтовым методом. По итогам 2022 г. для ТЖД было закуплено около 50 000 т шпал и других компонентов путей. Материалов хватит на прокладку более 250 км трассы.
В конце февраля было закончено примерно 90 км дороги. Работы выполняются с помощью тепловоза ТЭМ-2, запущенного в конце 2022 г. и ставшего самым северным подобным транспортом Дальнего Востока и Сибири.
С БАМом ТЖД связывает не только масштабность. В процессе строительства используются аналогичные типовые мостовые пролеты.